ЮНЕСКО подробно рассказала о пути к успеху африканской индустрии моды

ПАРИЖ. Индустрия моды в Африке обладает потенциалом для увеличения благосостояния континента на 25 процентов, но растущий сектор должен преодолеть препятствия, в том числе нехватку инвестиций и инфраструктуры, неоднозначное законодательство в области интеллектуальной собственности и высокие затраты на закупку тканей, говорится в докладе ЮНЕСКО, опубликованном в четверг.

Представляя отчет на Неделе моды в Лагосе, генеральный директор культурного агентства ООН Одри Азулай заявила, что у континента есть все возможности для того, чтобы стать одним из следующих мировых лидеров моды, при условии, что государственные органы мобилизуются для защиты интересов всех — от фермеров до дизайнеров. “Мода в Африке действительно набирает обороты, и этот отчет показывает, что ее можно развивать и дальше. Для достижения этой цели дизайнерам, профессионалам и всей производственной и дистрибьюторской инфраструктуре нужна дополнительная поддержка со стороны государственных органов, принимающих решения”, — говорится в заявлении. “Потенциал огромен не только для экономики, но и для интеграции молодежи, расширения прав и возможностей женщин и для того, чтобы африканская культура нашла отклик во всем мире”, — добавил Азулай.

С этой целью в 80-страничном отчете, озаглавленном “Сектор моды в Африке: тенденции, вызовы и возможности для роста”, содержится ряд подробных рекомендаций. В первом исследовании такого рода отмечается, что, несмотря на то, что континент является крупным производителем сырья, он импортирует большую часть своей одежды, в том числе большое количество подержанной одежды, из которой, по оценкам, 40 процентов попадает в качестве отходов на свалки.

Рыночная стоимость одежды и обуви только в странах Африки к югу от Сахары в 2020 году оценивалась в 31 миллиард долларов и будет продолжать расти с каждым годом. Благодаря 32 неделям моды, которые проводятся ежегодно, континент переполнен дизайнерами.

Ожидается, что к 2030 году в Африке будет проживать 1,7 миллиарда человек, подчеркивается в докладе. По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие 10 лет спрос на африканскую дизайнерскую одежду возрастет на 42% благодаря растущему количеству молодежи и быстрому переходу на цифровые технологии. “Растущее население является сравнительным преимуществом для континента, поскольку оно позволит расширить промышленное производство одежды, что даст возможность для создания рабочих мест и получения дохода.

Кроме того, рост располагаемых доходов и растущий средний класс расширяют клиентскую базу африканской моды”, — говорится в сообщении. “Хотя в последние несколько десятилетий основным источником одежды для большинства африканцев было сочетание сшитой на заказ и импортной одежды, экономические и социальные изменения привели к смещению баланса в сторону производства готовой африканской одежды, как для местного потребления, так и для экспорта”, — говорится в сообщении. “Эта тенденция усиливается благодаря меняющимся вкусам потребителей и повышенному интересу к продуктам, произведенным в Африке, что отчасти обусловлено ростом африканского креативного производства в других секторах, в частности в кино и музыке”, — говорится в отчете. Многие африканские модельеры используют местные текстильные традиции, а некоторые штаты и местные власти активно поощряют людей носить текстиль и одежду отечественного производства.

Например, в Гане, Кении, Лесото, Малави и Руанде проводятся “пятничные показы местной одежды”.

Хлопок является основной сельскохозяйственной культурой, выращиваемой в 37 из 54 стран континента. Он обеспечивает доход более чем 3,5 миллионам фермеров, 17 процентов из которых — женщины.

Но в то время как производство хлопкового волокна в Африке в 2022 году составило 7,5 процента от общемирового производства, страны к югу от Сахары экспортировали более 81 процента произведенного ими хлопка-сырца, вместо того чтобы перерабатывать и использовать его на местном уровне, говорится в отчете. “Экспортируя большую часть своих необработанных волокон, континент постоянно сталкивается с существенной потерей потенциальной экономической ценности этих культур и ограничивает рост текстильной и модной цепочки создания добавленной стоимости в Африке”, — говорится в сообщении.

На онлайн-пресс-конференции, состоявшейся перед публикацией доклада, Туссен Тьендребеого, глава подразделения ЮНЕСКО по разнообразию форм культурного самовыражения, рассказал о некоторых проблемах, с которыми сталкивается сектор моды. Он сказал, что на континенте не хватает инвестиций в инфраструктуру, необходимую для преобразования хлопка на местном уровне и оказания помощи дизайнерам в развитии их брендов. Другой проблемой является отсутствие профессиональной подготовки в самых разных областях — от дизайна до предпринимательства и ремесленного мастерства. “Наше исследование показало, что, несмотря на то, что в Африке насчитывается около 500 учебных заведений, лишь немногие из них предлагают качественное обучение, которое позволило бы этому сектору полностью реализовать свой потенциал”, — сказал Тьендребеого.

И хотя международные торговые соглашения расширили рынок сбыта для африканских товаров, таких как хлопок-сырец, они также открыли двери для импорта дешевого текстиля и одежды. Отметив, что в Африку направляется треть всего мирового экспорта подержанной одежды, он сказал, что это не только привело к экологической “катастрофе”, но и помешало местным производителям одежды продавать свои изделия, поскольку импорт подержанной одежды зачастую дешевле.

Наконец, он обратил внимание на проблему присвоения. “Например, мы отметили, что в период с 1994 по 2011 год экспорт текстиля, такого как кенте, который производится в Гане, или другого традиционного текстиля, сократился почти на 30 процентов именно из—за того, что эти образцы копируются и воспроизводятся в других местах и — вот парадокс — часто даже продаются обратно в Африку, ” сказал он. По словам Тьендребеого, хотя вопросы культурного присвоения регулируются на глобальном уровне нормативными актами Всемирной организации интеллектуальной собственности, государствам часто не удается внедрить эти правила на национальном уровне. “Когда эти вопросы передаются в международные суды, как мы видели, например, в случае с Мексикой, государства часто оказываются недостаточно подготовленными к противостоянию крупным компаниям с глубокими карманами и огромными юридическими командами”, — сказал он.

Чиновник отметил, что ЮНЕСКО может обеспечить дополнительную защиту, привлекая внимание к практике культурного наследия. Например, египетская техника ткачества Саид была внесена в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, в 2020 году.

В глобальном масштабе в докладе рекомендуется усилить правовую защиту дизайнеров и специалистов в области интеллектуальной собственности, уровня заработной платы и условий труда. В нем отмечается, что ЮНЕСКО уже оказывает помощь 23 африканским странам в улучшении статуса художников с помощью законов и нормативных актов.

В нем говорится, что инвестиции в малые и средние фирмы имеют ключевое значение, поскольку на их долю приходится 90процентов предприятий в секторе моды в Африке, и они открывают возможности для трудоустройства молодежи. В докладе также содержится призыв к тому, чтобы страны устанавливали экологические стандарты, отмечая, что, несмотря на то, что индустрия моды остается одной из наиболее загрязняющих окружающую среду отраслей, Африка может шире использовать местные материалы, внедрять инновации в области экологически чистого текстиля и повышать осведомленность об устойчивых моделях потребления.

Кроме того, у континента есть потенциал стать лидером в устойчивом выращивании хлопка. Производство органического хлопкового волокна в странах Африки к югу от Сахары выросло более чем на 90% с 2019 по 2020 год и составило 7,3% мирового производства органического хлопка, говорится в отчете.

Наконец, она рекомендовала странам создать системы наставничества для обеспечения передачи традиционных текстильных технологий из поколения в поколение. Параллельно ЮНЕСКО призвала к увеличению числа квалификаций, доступных в ключевых смежных профессиях, таких как контроль качества, коммерческое право, маркетинг, а также к обучению новым технологиям, включая 3D-печать и электронную коммерцию. “По всему континенту люди все чаще ищут продукцию африканского производства, которую они считают символом гордости и способом заявить о своей самобытности.

Но чтобы удовлетворить этот растущий спрос, необходимо укрепить всю производственную цепочку”, — сказал Омойеми Акереле, директор Недели моды в Лагосе. “Этот доклад ЮНЕСКО полезен, поскольку в нем намечен путь к достижению этой цели, и он повысит осведомленность государственных органов, принимающих решения”, — добавила она.


Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *