ТОРОНТО — В жизни все зависит от времени. Невозможно найти более верных слов, чтобы передать восхождение к славе и уход в безвестность Марисоль Эскобар, уроженки Парижа, венесуэльско-американской художницы, которая когда-то была широко известна миру просто как “Марисоль”. Теперь, после десятилетий почти забвения, Марисоль — некогда прославленная художница поп—арта, представительница нью-йоркской арт-сцены 60-х годов, — вновь оказалась в центре внимания на передвижной выставке “Марисоль: ретроспектива”, которая открывается в субботу в Монреальском музее изобразительных искусств. Наиболее известная своими причудливыми тотемными скульптурами в смешанной технике, женщина с блестящими черными волосами, высокими скулами и проникновенными темными глазами прославилась благодаря острым работам, которые она создавала из дерева и находила предметы, высмеивающие нью-йоркскую социальную элиту, среди которой она свободно вращалась.
Она также использовала эти игривые работы с оттенком абстрактного экспрессионизма и доколумбового величия, чтобы высмеять устаревшие социальные стереотипы своего времени, а также неравенство женщин, насилие и войну. Эта смелость в сочетании с ее бесспорно загадочной аурой привели эту “латиноамериканку Гарбо”, как ее окрестили, на страницы журналов Vogue, Harper’s Bazaar и Life на пике ее карьеры.
Даже Энди Уорхол — величайшая икона поп—арта — был настолько заинтригован ею, что включил Марисоль в несколько своих фильмов, назвав ее самой гламурной женщиной-художницей того времени. Но Уорхол также был в курсе многочисленных выставок Марисоль в музеях и галереях Нью-Йорка, в том числе во влиятельной галерее Лео Кастелли, где она выставлялась вместе с такими художниками, как Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг в 1957 году, и в Музее современного искусства в 1961 году. “Когда-то Марисоль была так же знаменита, как Уорхол, если не больше, и на ее выставки в Нью-Йорке в 1962, 1964 и 1967 годах в очереди стояло до 2000 человек”, — говорит куратор Марисоль Кэтлин Чаффи, которая также является главным куратором Чарльза Балбаха в Buffalo AKG Art Музей, которому Марисоль завещала большую часть коллекции работ после своей смерти в 2016 году в возрасте 85 лет. “Марисоль соединила множество миров, в том числе мир моды и искусства.
Но ее самые популярные работы были созданы в 1950-х и 60-х годах. Ее более поздние работы было сложнее продавать”, — говорит Чаффи. Причина, по которой это произошло, во многом связана с эволюцией мира искусства, а также с тем, что Марисоль смогла покинуть Нью-Йорк, как только достигла новых карьерных высот, чтобы исследовать мир. “Работы Марисоль были радикальными, дальновидными и актуальными.
Но со временем она стала малоизвестной с точки зрения научных исследований и выставок. Причина, по которой это произошло, заключалась в том, что Марисоль ушла в самый удачный момент своей карьеры, и в ее смелом решении двигаться в направлении, которое публика и критики не понимали”, — говорит главный куратор Монреальского музея изобразительных искусств Мэри-Дейли Десмаре, которая также курирует в Монреале презентацию “Марисоль. Ретроспектива.” Передвижная выставка в Монреале объединяет 250 работ и документов, которые дают наиболее полное представление о жизни, творчестве и наследии Марисоль на сегодняшний день.
Продвигаясь тематически и хронологически через ее шестидесятилетнюю карьеру, этот “технический шедевр”, как описывает его Демаре, знакомит зрителей с ранними работами Марисоль, ее самыми известными скульптурами 60-х годов и произведениями, которые были более политизированы в 70-х и более поздних годах. В ретроспективе также рассказывается о сотрудничестве Марисоль с американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм и другими, а также о созданных ею общественных памятниках.
Действительно, одной из самых знаковых работ, представленных на выставке, является “Вечеринка” (1965-1966), представляющая собой грандиозное собрание из 15 отдельно стоящих фигур в натуральную величину, которые так или иначе напоминают Марисоль. “Это фантастическое произведение искусства изображает высшее общество Нью-Йорка на вечеринке в Верхнем Ист-Сайде. Именно на такие вечеринки ходила Марисоль”, — говорит Чаффи. “Некоторые фигурки, вырезанные из дерева, раскрашены.
На некоторых из них есть фотографии или рисунки. Но когда вы видите эти скульптуры, возникает ощущение, что вы одиноки в толпе. Это создает сильный социальный эффект”. Среди других ключевых работ — “Девочка-младенец” (1963) и “Мальчик-младенец” (1962-1963), две скульптуры, которые провокационно затрагивают проблемы холодной войны той эпохи, а также проблемы женственности и материнства. “Марисоль всегда спрашивали, почему она так и не вышла замуж и почему у нее никогда не было детей”, — говорит Демаре. “Эти две огромные скульптуры младенцев были отчасти ответом на ожидания общества, что женщины должны иметь детей. Но более того, Марисоль берет то, что кажется таким милым, и превращает это в чудовище. “Помните, это была эпоха фильмов ужасов, таких как «День, когда земля остановилась‘. ’Марисоль развивает эту тенденцию в другом направлении и использует ее для изучения американского империализма с помощью этих чудовищно подавляющих гигантов”. После своего закрытия в Монреале 21 января выставка отправится в Художественный музей Толедо, художественный музей Buffalo AKG и, наконец, в художественный музей Далласа. “Для многих зрителей это шоу станет откровением, особенно с точки зрения того, насколько знаменитой была Марисоль в свое время.
Но здесь люди попадут в совершенно особую художественную вселенную”, — говорит Демаре. “Работы Марисоль были культовыми, актуальными и устремленными в будущее. Но она позволяет вам дополнять детали, особенно в своих скульптурах. Это отличительная черта великого художника”.