Задолго до того, как их сожгли на костре, ведьмы прочно укоренились в поп-культуре, отчасти благодаря их изображениям в кино и на телевидении. В фильме 1939 года “Волшебник страны Оз”, снятом по мотивам детской книги Л. Фрэнка Баума, была представлена концепция “Доброй ведьмы” в образе жизнерадостной, заботливой Глинды, в то время как ее хихикающая зеленокожая “Злая ведьма” стала прототипом типичного архетипа ведьмы. К 1990-м годам такие фильмы и шоу, как “Околдованная”, “Ремесло” и “Сабрина -юная ведьма”, успешно доказали, что ведьмы могут быть не только хорошими, но и домохозяйками, школьницами и даже кумирами подростков.
Сейчас, спустя почти столетие после премьеры “Волшебника страны Оз”, “Нечестивец”, основанный на персонажах из вселенной Баума, очаровывает зрителей по всему миру. То, во что одеты ведьмы на экране, также неизменно вызывает восхищение у модельеров: наряды Глинды и “Злой ведьмы Запада” по-прежнему являются популярными костюмами на Хэллоуин, а образы из “Ремесла” и «Практической магии» стали синонимами культового стиля 90-х.
В дальнейшем WWD с помощью дизайнеров по костюмам Деборы Эвертон, Дайан Кеннеди и Пола Тейзвелла представит самых модных ведьм кино и телевидения. Художник по костюмам Адриан Адольф Гринберг, известный под псевдонимом Адриан, нарисовал более 3000 эскизов для фильма 1939 года “Волшебник страны Оз». ”Платья, которые носили Добрая ведьма Глинда и Злая ведьма Запада, сегодня по-прежнему являются одними из самых узнаваемых в истории поп-культуры, а розовое бальное платье Глинды послужило источником вдохновения для Арианы Гранде в фильме “Нечестивая” (2024).
Адриан украсил тюлевое платье Глинды с пышными рукавами россыпью кристаллов, а также блестящими бабочками, прикрепленными к талии и плечам. Дизайнер также дополнил образ короной и колье-бабочкой в тон. Считается, что платье Билли Берк было перешито из костюма, использованного в фильме 1936 года “Сан-Франциско”, но точно это неизвестно. В детской книге Л. Фрэнка Баума “Чудесный волшебник страны Оз” Глинда описывается как одетая в белое платье. Вполне возможно, что ее платье было изменено на розовое, чтобы использовать преимущества новаторского трехполосного фильма Technicolor, что также стало причиной того, что тапочки Дороти в романе были красными, а не серебряными. В то же время, черный костюм Злой ведьмы украшен рукавами с разрезами в стиле Ренессанса, лифом на шнуровке и небольшой сумкой через плечо, хотя эти детали трудно уловить на экране. Как и рубиновые тапочки, было изготовлено множество копий знаменитой остроконечной шляпы Злой ведьмы. Ее шерстяная шапочка обернута тюлем, который превращается в вуаль. Изначально костюм Злой ведьмы выглядел совсем по-другому: до назначения Маргарет Гамильтон на роль злодейки была приглашена Гейл Сондергаард. На ранних кинопробах она была изображена в расшитом блестками платье и шляпке, с эффектным макияжем, вдохновленным образом Злой королевы из диснеевского мультфильма “Белоснежка и семь гномов». ”Позже было решено, что Злая ведьма должна выглядеть более уродливой, поэтому ее первоначальный образ был отменен.
Как было принято в то время, многие костюмы из “Волшебника страны Оз” не сохранились. На сегодняшний день местонахождение платьев Глинды и Злой ведьмы неизвестно. Остались только аксессуары, которые носили Берк и Хэмилтон в фильме, включая серебряные туфли и бутафорские палочки. Многие из них были первоначально проданы компанией MGM, продюсерской компанией фильма, в 1970-х годах. Одна из шляп, которые носил Хэмилтон, была недавно выставлена на продажу аукционами Heritage Auctions на их фирменной распродаже Hollywood/Entertainment 7 декабря, где ее стартовая цена составила 100 000 долларов. Ранняя версия скипетра Глинды, увенчанного звездой, была продана на аукционе Bonham’s в 2019 году за 400 000 долларов.
Экранная сирена Вероника Лейк снялась в 1942 году в романтической комедии “Я женился на ведьме”, основанной на романе 1941 года “Страстная ведьма». Дженнифер, героиня Лейк, пытается соблазнить потомка семьи, которую она прокляла сотни лет назад. Одним из самых заметных ее образов в фильме стало прозрачное черное платье с пышными рукавами, лифом в цветочек и вырезом на пуговицах. Костюмы для фильма “Я женился на ведьме” были разработаны легендарной Эдит Хед, известной своими работами над старыми голливудскими классиками, такими как “Римские каникулы”, “Все о Еве” и “Сабрина”. Ким Новак в фильме “Колокольчик, книга и свеча” играет ведьму по имени Джиллиан Холройд, которая с помощью любовных чар добивается расположения своего соседа, издателя, которого играет Джек Леммон.
Художник по костюмам фильма Жан Луи наиболее известен тем, что создал прозрачное, сверкающее платье “Happy Birthday” для Мэрилин Монро, в котором старлетка пела серенаду президенту Джону Ф. Кеннеди в 1962 году, а позже Ким Кардашьян на гала-концерте Met Gala 2022 года. Среди других работ Луиса в кино и на телевидении были “Звезда родилась” (1954), “Отсюда в вечность” и популярная мыльная опера “Даллас”. На протяжении всего фильма гардероб Новак в основном состоит из красного, черного и леопардового принтов, что, возможно, является намеком на любимую сиамскую кошку Джиллиан, Пайвакет, и ассоциацию ведьм с кошками в целом.
Новак также носила множество плащей и капюшонов, что соответствовало ее роли волшебницы. В “Околдованной” рассказывается об Элизабет Монтгомери в роли Саманты, которая клянется — но не может этого сделать — отказаться от своей магической силы, когда станет домохозяйкой.
Популярный ситком шел восемь сезонов с 1964 по 1972 год, и в нем Агнес Мурхед сыграла Эндору, мать Саманты, могущественную ведьму в своем роде. Дизайнеры Ви Элфорд и Байрон Мансон представили Саманту в самых разнообразных образах, включая силуэты, характерные для домохозяйки в стиле ретро: платья-рубашки, пеньюары с кружевной отделкой и облегающие брюки.
На протяжении всего шоу Саманта меняет многие свои образы, что делает ее более привлекательной. “Такая девушка, как Саманта, не может позволить себе покупать новое платье каждый раз, когда выходит в свет”, — сказала Монтгомери в интервью 1968 года. Актриса также часто надевала свою собственную одежду, чтобы изобразить Саманту, из-за ограниченности бюджета сериала.
По мере развития модных тенденций в конце 1960-х годов менялся и гардероб Саманты. В более поздних сезонах Монтгомери часто изображают в мини-юбках, а ее платья украшают яркими узорами пейсли, цветочными и геометрическими узорами. В последнем сезоне сериала “Околдованные” Саманта носила несколько сумочек от Louis Vuitton, одной из которых была модель Marais, имеющая форму ведра. 70-е годы ознаменовались десятилетием роста дома Vuitton, который открыл несколько новых магазинов по всему миру. Одежда Эндоры, в том числе ее запоминающееся фиолетово-зеленое платье, была разработана Эдит Хед.
Мурхед, как правило, была одета в яркие костюмы с юбками, кафтаны с узорами и модные украшения, что выделяло ее среди остальных актеров и подчеркивало ее статус яркой аутсайдерки в пригороде Уэстпорта, штат Коннектикут, где разворачивается действие шоу. Художник по костюмам Дебора Эвертон основала основную идею “Ремесла” на четырех элементах: земле, воздухе, огне и воде, как бы намекая на связь колдовства с природой. “Слишком легко попасть в ловушку ”Они всего лишь девочки-подростки“ и одеть их всех в модные вещи”, — сказал WWD Эвертон, чьи другие работы в кино включают “Дика” и «Детей шпионов». “Я хотела, чтобы каждая девушка отражала свою индивидуальность, оставаясь при этом сплоченной группой.
Сара была землей, Бонни — воздухом, Нэнси — огнем, а Рейчел — водой”. “Сара оказала на группу заземляющее воздействие”, — объяснил Эвертон. “Я чувствовал, что Бонни более интуитивна и интеллектуальна, чем другие.. Она часто пытается стать невидимой, как воздух.
Огонь непостоянен, способен к трансформации, а также связан с властью и эго, что в значительной степени характеризует Нэнси. Вода связана с эмоциями и подсознанием, и, если говорить более буквально, Рошель входит в команду по плаванию.” Хотя Эвертон, возможно, и не собиралась следовать модным тенденциям, она, безусловно, стала их пионером, объединив элементы готической эстетики (читай: колье с шипами, кожаные куртки и темную помаду) с такими модными вещами для школьниц, как клетчатые юбки, рубашки на пуговицах и гольфы до колена. «Эвертон» был вдохновлен уличной одеждой Лос-Анджелеса, в частности, субкультурой, окружающей Мелроуз-авеню, которая в то время была известна своими панк-бутиками и винтажными магазинами.
Многие вещи «Эвертон» приобрел в этих местных магазинах, а другие — в более популярном магазине для юниоров Macy’s. “В то время Мелроуз не был высококлассной модной меккой, какой он стал позже”, — добавил Эвертон. “Это был довольно неприглядный район, заполненный молодыми людьми, у которых было много стиля и очень мало денег”. Дизайнер по костюмам Дайан Кеннеди занималась подбором гардероба для подростковых шоу 90-х, таких как “Беверли-Хиллз, 90210” и “Сабрина — юная ведьма”. “Сниматься в ”ведьмах» — это потрясающе, потому что ты не привязан к определенному периоду времени», — сказал Кеннеди WWD. “Ты можешь делать все, что угодно, так что это действительно весело”. ”Сабрина», основанная на серии комиксов «Арчи», рассказывает о наполовину ведьме, наполовину смертной Сабрине Спеллман (Мелисса Джоан Харт), которая живет со своими 600-летними тетушками, ведьмами Хильдой и Зельдой. Главная героиня получила телевизионную перезагрузку в 2018 году в фильме Netflix “Леденящие душу приключения Сабрины” с Кирнаном Шипкой в главной роли.
Работая над “Сабриной-ведьмой-подростком”, Кеннеди каждую неделю готовила 100 костюмов, в том числе для приглашенных звезд, таких как Бритни Спирс, Рупол и Ракель Уэлч, которая сыграла Весту, другую тетю Сабрины, ведьму. “Я только что снялась в ”90210″, так что для Мелиссы это было самое главное — уличная мода, чтобы сделать ее милой, притягательной и красивой», — сказала Кеннеди. “Что касается тетушек, то, поскольку мы знали, что они ведьмы, я хотел, чтобы их одежда была немного необычной”.