Когда хореограф Эм Джей Харпер выйдет на сцену в воскресенье вечером для своего шоу в смешанной технике “Арии для нового мира”, он позволит костюмам, разработанным Ким Джонс для Dior, многое рассказать о себе. Харпер из Берлина, родившаяся на Ямайке и выросшая во Флориде, является известным лицом в сфере моды, хотя и за кулисами. Близкий друг Грейс Уэйлс Боннер и Стефано Пилати, он работает тренером по движениям в кино и на подиумных показах и сказал, что его восхищает взаимосвязь между модой, танцем и движением на сцене.
Одним из его главных вдохновителей является Пина Бауш, работавшая с Йоджи Ямамото, а другим — Уильям Форсайт, который привлек Иссея Мияке к созданию костюмов для Франкфуртского балета. И Бауш, и Форсайт “обратились к миру моды, чтобы улучшить развитие персонажей и технику движений на сцене.
Они смогли взглянуть на хореографию через призму дизайна одежды”, — говорит Харпер, которая выступит с “Ариями” в Koko в Кэмдене в воскресенье, в конце напряженной недели, когда в городе пройдут художественные ярмарки Frieze и PAD, а также Лондонский кинофестиваль BFI. Харпер признает, что работа с Jones и Dior Men над показом, основанным на его матери и “женской энергии”, может показаться излишней, но это только сделало проект более интересным.
Харпер говорит, что он тесно сотрудничал с Джонсом и Кэти Ингленд, стилистами проекта, над созданием костюмов, которые отвечали бы “тому, что значит быть в мужском или женском теле, и тому, насколько они актуальны в современном мире. Бауш вел аналогичный разговор о гендере, и для нас это прекрасная возможность продвинуть его вперед”. Это была непростая задача, даже для такого профессионала, как Джонс, который одевал многих исполнителей для сцены, в том числе совсем недавно К-поп квинтет Tomorrow X Together (которые теперь являются послами бренда Dior) и BTS. Харпер говорит, что хотел использовать 50-е и 60-е годы в качестве отправной точки для создания костюмов. “Я спросил себя, были бы Эрта Китт и Пина Бауш все еще живы, и были бы они обе моего возраста, и у них были бы айфоны, и если бы Эрта присоединился к танцевальной труппе Пины Бауш, как бы выглядела их работа — и мир в целом?” Он также хотел изучить идею использования одежды в качестве доспехов в эпоху выступлений Китта и других чернокожих музыкантов. Харпер говорит, что по указанию звукозаписывающих компаний женщины брали уроки этикета и надевали официальную одежду, “чтобы возвыситься и быть принятыми как черными, так и белыми” людьми во время выступлений. “Одежда была способом защитить их: если вы мужчина в костюме или женщина в роскошном коктейльном платье, то внезапно все сосредотачиваются на вашем таланте, а не на том багаже, который сопутствует расе и полу”, — говорит Харпер, добавляя что он “повозился” с Джонсом и Инглендом, чтобы добиться нужного внешнего вида.
Костюмы также должны были быть гибкими и удобными в носке, поскольку, по словам Харпера, “движение — это вечное евангелие”. Кроме того, он также хотел создать кинематографический образ на сцене. ”Арии», дебютировавшие в Берлине в прошлом году, сочетают в себе танец, музыку и устную речь.
Аккомпанемент исполнят композитор Антони Комаса-Лазаркевич и музыкант Томас Мокед Блюм. Одноразовое выступление в Лондоне будет снято режиссером Мэттом Ламбертом. Харпер говорит, что на создание сольного произведения его повлияли Бауш и Дерек Джарман, группа Talking Heads и джазовая певица Сара Вон. Он также вспомнил о своем детстве, когда ходил в католическую школу на Ямайке, эмигрировал во Флориду вместе с матерью и посещал воскресные богослужения в церкви, где его дед, пастор, обладал способностью говорить на языках.
В фильме так много драматических тем, поэтому неудивительно, что Харпер также хотел, чтобы его зрители “чувствовали себя так, как будто они смотрят кино». Я хотел создать классический кадр, на котором героиня фильма нуар, одетая в пальто, прогуливается ночью при свете единственного уличного фонаря”, — говорит он. Джонс и Ингленд придумали гламурные, гармоничные в гендерном отношении образы, в том числе удлиненную мужскую рубашку с рюшами по бокам и рукавами, завязывающимися сзади. Футболка прикрывает только часть тела Харпера, а под ней он носит спортивную майку. “Сзади совсем другая история”, — говорит он с улыбкой.
Коричневое мужское пальто большого размера — дань уважения Баушу, который был сфотографирован Хельмутом Ньютоном в 80-х годах в похожем стиле. Харпер говорит, что это пальто символизирует броню, защищающую “мягкого моллюска внутри». Я был весьма заинтригован этой идеей об очень хрупком создании, которое столкнулось с миром шоу-бизнеса и, возможно, немного расстроилось. Рубашка — это нежное создание, пальто — это защита, и когда пальто начинает сниматься, сзади открывается совершенно другой пейзаж.
Речь идет о коже.” Джонс говорит, что для него было “настоящей честью” работать над костюмами, и описывает Харпера как “полного энергии и постоянной радости». У него потрясающая душа, и я не могу дождаться, когда увижу его на сцене». В дальнейшем, по словам Харпера, он планирует усовершенствовать “Арии”, добавив в исполнение новые темы и персонажей. “На мой взгляд, это произведение рассчитано на восемь-десять человек, и я бы хотел, чтобы когда-нибудь у меня была возможность поставить его в оперном театре”, — говорит Харпер, добавляя, что ему хотелось бы увидеть более многочисленный актерский состав, другие типажи и интересных исполнителей.
Для этого, без сомнения, потребуется совершенно новый набор костюмов — и каждый из них должен сказать что-то важное.