История богемной одежды насчитывает столетия, но в 2024 году она переживает возрождение, отчасти благодаря последним коллекциям Chloe. Эстетика свободного стиля характеризуется свободными силуэтами, экзотическими принтами и эклектичными деталями (например, меховыми жилетами, замысловатой вышивкой и броскими украшениями). Мода в стиле бохо, популяризируемая с помощью звезд и светских львиц, таких как Талита Гетти, Джими Хендрикс, Кейт Мосс и близнецы Олсен, захватила воображение публики от полотен художников до небольших экранов.
Забегая вперед, WWD оглядывается на более чем 200-летний опыт богемного стиля. Термин “богема” появился в 15 веке: французским словом «bohemien» обозначали цыган, которые, как считалось, мигрировали из страны Богемия, ныне известной как Чешская Республика. К 19 веку этот термин стал обозначать борющихся за выживание художников, креативщиков и интеллектуалов, многие из которых собирались на Левом берегу Парижа, в Латинском квартале или районе Монмартр. Некоторые из самых ранних изображений богемной моды можно найти на таких картинах, как картина Пьера-Огюста Ренуара “Летом” с подзаголовком “Богема». ”На этой работе 1868 года изображена муза Ренуара, Лиза Трехо, в богемной одежде, которая обычно состояла из свободных силуэтов, что резко контрастирует со строгой одеждой, которую предпочитали представители высшего класса того времени.
Дизайнер Поль Пуаре считается “первым великим модернистом” в области моды по версии Института костюма Музея искусств Метрополитен. После основания своего дома в Париже в 1903 году он специализировался на драпировках и избегал стягивающей одежды, такой как корсеты и нижние юбки, что нарушало преобладающий образ Прекрасной эпохи.
Пуаре позаимствовал стили, ткани и мотивы из Азии, Северной Африки, Ближнего Востока и Древней Греции, привнеся тюрбаны, кафтаны, кимоно и шаровары во французскую моду, и стал одним из первых западных дизайнеров, представивших широкие брюки для женщин. Сегодня силуэты, популяризированные Пуаре, по-прежнему ассоциируются с богемной модой.
Богемная мода вошла в моду в бурные 1960-е годы, порвав с традиционной женственностью послевоенного периода. Свободная одежда, которую часто носят без бюстгальтера, изысканный деним и глобальные акценты стали ассоциироваться с индивидуальным самовыражением и борьбой за свободу в рамках движения за гражданские права, протеста против войны во Вьетнаме, феминизма второй волны и восстания Стоунуолла.
Габи Агион основала Chloe в 1952 году как альтернативу чопорной высокой моде. Она привнесла игривую, женственную энергетику в свой бренд с помощью протеже, в том числе Карла Лагерфельда, который присоединился к дому в 1963 году, прежде чем в 1966 году был назначен главным дизайнером марки.
Его смелые платья с принтами, объемные блузки и струящиеся юбки представили богемную моду совершенно новой аудитории. В 60-е годы также появился Biba, эклектичный лондонский магазин, основанный дизайнером польского происхождения Барбарой Хуланицки. То, что начиналось как бизнес по доставке заказов по почте, со временем превратилось в обычное дело, обслуживая таких рок-звезд, как Шер, Йоко Оно, Мик Джаггер и Марианна Фейтфулл. Biba произвела революцию в моде, предложив модные вещи, которые могли себе позволить молодые покупатели, опираясь на эстетику викторианской эпохи, эдвардианской эпохи, ар-деко и ар-нуво.
Образ Biba характеризовался яркими узорами, широкополыми шляпами, каблуками на платформе и вампирским макияжем, которые и по сей день остаются ключевыми элементами стиля бохо. Примерно в то же время Талита Гетти — голландская актриса и жена нефтяного наследника Джона Пола Гетти—младшего — стала звездой богемного стиля и частым гостем модных журналов, создав свой собственный эклектичный гардероб во время путешествий по Азии и Африке.
Пара поселилась в Марракеше, Марокко, где Талита стала одной из многочисленных муз Ива Сен-Лорана, а ее склонность к принтам, шароварам и кафтанам вдохновила будущих икон моды Фиби Фило, Рэйчел Зоуи и Марка Джейкобса. В 1960-е годы также зародилась современная фестивальная мода. Кульминацией контркультурного движения той эпохи, возглавляемого преимущественно подростками и молодыми взрослыми, стало то, что в 1969 году хиппи собрались в северной части штата Нью-Йорк на Вудсток, где платья-макси, кафтаны, свободные силуэты и фольклорная одежда были представлены хедлайнерами Дженис Джоплин и Джими Хендриксом, а также людьми из толпы. Растущее экологическое сознание привело к интересу к устойчивой моде.
Хиппи часто изготавливали одежду ручной работы или из ценных вещей, используя такие техники, как покраска галстуков, лоскутное шитье и макраме. Они также проявляли интерес к культурам Востока и коренных американцев, носили традиционную одежду, такую как куртки из оленьей кожи и пуштунские жилеты.
Некоторые из них, возможно, приобрели шикарные сувениры во время похода по “тропе хиппи”, которая проходит через Турцию, Афганистан, Непал, Индию и Таиланд. К 1970-м годам бохо-стиль стал модным на подиумах, а осенний показ модной одежды Ива Сен-Лорана 1976 года стал ярким событием.
В коллекции Ballet Russes были представлены модели, одетые в фольклорные блузки, жилеты, пышные юбки и головные уборы из разноцветных шелков, бархата и золотистой ткани, вдохновленные одноименной танцевальной труппой Сергея Дягилева. Тщательно продуманные постановки Дягилева с костюмами Леона Бакста, который почти десять лет был главным художником труппы, представили европейскому зрителю романтизированный взгляд на Старую Россию.
Они оказали огромное влияние, вдохновив, в частности, Пуаре, и привлекли к сотрудничеству таких художников, как Коко Шанель, Пабло Пикассо и Жоан Миро. Основными элементами коллекции Saint Laurent Ballet Russes стали модные жилеты в стиле бохо (как с меховой, так и с золотой отделкой), блузки с цветочным принтом, головные уборы с драгоценными камнями и прозрачные юбки. Стиви Никс присоединился к Fleetwood Mac в 1974 году, помогая группе добиться успеха в мейнстриме с их одноименным альбомом 1975 года. Никс использовала таланты дизайнера Марджи Кент для создания своего богемного гардероба, который часто состоял из шалей с бахромой, шифоновых юбок и замшевых сапог на платформе — образ, который впоследствии был воспроизведен такими дизайнерами, как Анна Суи, Майкл Корс и Хеди Слиман в Saint Laurent.
Никс также покупала топы-туники и брюки-клеш в ныне не существующем бутике Velvet Underground в Сан-Франциско. Двое ее музыкальных кумиров, Дженис Джоплин и Грейс Слик из Jefferson Airplane, были частыми покупателями. В 1990-х годах бохо пережило значительное возрождение, когда множество молодых дизайнеров создали бренды, основанные на эстетике, которая была подхвачена молодым Голливудом. 1994 год ознаменовался запуском одноименного бренда Изабель Марант. Французский модельер сделала стиль бохо ключевым в своей работе, включив в свои коллекции бахрому, лоскутное шитье и вышивку.
В том же году состоялась премьера ситкома NBC “Друзья”, который познакомил широкие массы с богемным стилем Фиби Баффе. Эксцентричная личность героини Лизы Кудроу нашла отражение в ее эклектичных нарядах, придуманных дизайнером по костюмам Деброй Макгуайр, самопровозглашенной бывшей хиппи. “Я не хотела, чтобы это было что-то вроде возвращения”, — рассказала Макгуайр в интервью Entertainment Weekly о разработке костюмов Фиби в 2019 году. “Я хотел, чтобы это напоминало о богемной жизни, но в то же время было более современным”. Макгуайр создала эту атмосферу, вдохновившись иконой стиля бохо Стиви Никс, создавшей гардероб в стиле 70-х и 90-х, который включал в себя широкие юбки-макси, цветочные принты и многослойные украшения.
Том Форд присоединился к дому Gucci в 1990 году, но только в 1995 году он произвел фурор в мире моды, представив коллекцию в стиле 70-х, в которую вошли верхняя одежда с ворсом, бархатные брюки и атласные рубашки с драгоценными камнями. Дизайнер вернулся на несколько лет назад для своей презентации весной 1999 года, представив дизайн в стиле “хиппи-шик”, который был посвящен лету любви. Яркие цветочные решения Ford действительно считались новаторскими, и дизайнер использовала их на платьях, бикини, брюках с низкой посадкой и юбках. Зеркальные топы, джинсовая ткань с перьями и бахрома также внесли свой вклад в коллекцию Gucci, несомненно, выдержанную в стиле бохо.
Окунитесь в эпоху “бохо-шика” начала XX века, когда знаменитые посетительницы Гластонбери Кейт Мосс и Сиенна Миллер популяризировали моду в стиле хиппи на фестивалях. Пояса с монетами, верхняя одежда из меха, блузки с оборками, свободные юбки и туники с вышивкой обычно ассоциировались с бохо-стилем 2000-х годов.
Мосс отдает должное влиянию Аниты Палленберг, которую она назвала “оригинальной богемной рок-цыпочкой” в документальном фильме 2023 года “И вспыхнет пламя. ”Палленберг, давняя партнерша Кита Ричардса из The Rolling Stones, привила рок-группе свое фирменное чувство стиля, которое включало в себя обильное использование модных принтов и топов в крестьянском стиле. Известно, что Ричардс даже позаимствовала у Палленберга много одежды.
Тем временем на другом берегу океана такие звезды, как Мэри-Кейт, Эшли Олсен и Рэйчел Зоуи, привнесли бохо-шик в штаты. Зои превратила своих клиенток—знаменитостей — Николь Ричи, Мишу Бартон и Линдси Лохан, среди прочих, — в клонов для красной дорожки, одев их в пышные платья-макси и модные аксессуары, такие как широкополые шляпы, солнцезащитные очки-пучеглазки и массивные украшения, которые она любила сама.
Влияние бохо-шика отразилось на показах Gucci Тома Форда и Ива Сен-Лорана, Chloe Фиби Фило, Roberto Cavalli, Тори Берч, которая представила свою знаменитую тунику в 2004 году, и многих других. “Прямо сейчас мы мечтаем стать Кейт Мосс или Сиенной Миллер”, — сказала Анна Суи в интервью WWD в 2004 году. “Чтобы иметь возможность позволить себе роскошь быть настолько гламурной, но в то же время выглядеть совершенно непринужденно. В этом есть что-то непритязательное, и люди могут относиться к моде именно так”.