Артисты ЛГБТКИА+, несомненно, являются основой музыкальной индустрии. Так почему же мы не спешим с признанием, которого они заслуживают? В 1981 году Queen под руководством легендарного Фредди Меркьюри вошли в историю, побив рекорды посещаемости концертов на стадионе «Морумби» в Сан—Паулу, став первой группой, выступившей на стадионах Южной Америки.
Перенесемся в 2012 год, когда Адам Ламберт, занявший второе место в восьмом сезоне “American Idol”, произвел фурор своим альбомом “Trespassing”, который стал первым сольным альбомом открытого гея, возглавившим чарт Billboard 200. К 2019 году песня рэпера Lil Nas X “Old Town Road” вошла в историю, проведя 19 недель на первом месте в Billboard Hot 100, что стало самым продолжительным пребыванием на вершине в истории чарта. Затем, в 2022 году, тур Элтона Джона “Farewell Yellow Brick Road” вошел в историю Billboard, став самым кассовым туром всех времен, заработав более 817 миллионов долларов за 278 концертов, превзойдя тур Эда Ширана “Divide”.
И только в этом году тур “Sweat”, хедлайнерами которого стали британская звезда авангардной музыки Charli XCX и австралийский сердцеед Трой Сиван, также установил рекорды, собрав около 28 миллионов долларов и продав более 97 процентов билетов (по данным Billboard), что еще больше укрепило позиции Charli XCX и Sivan как двух самых популярных исполнителей 2024 года. имена в поп-музыке. Однако, несмотря на эти достижения, меняющие правила игры, остается один вопрос: почему такие знаменитости, как Джон и Сиван, не пользуются таким же успехом, как “Swifties” Тейлор Свифт или “Beyhive” Бейонсе? По словам Джимми Филемонд-Монту, генерального менеджера Diversite Artistique Montreal — организации, созданной для продвижения присутствия художников и творческих организаций, представляющих культурное разнообразие, — дело не в таланте, а в сочетании вышеупомянутых факторов индустрии, общественного восприятия и конкурентоспособности. “Артистам [ЛГБТКИА+] часто приходится бороться с общественными ожиданиями, давними предубеждениями и давлением индустрии, с которыми не сталкиваются художники- представители других полов.
Даже у самой публики часто бывает иное мнение о квир-артистах, их карьеры часто ограничиваются рамками репрезентации, а не рассматриваются как универсальные поп-звезды”, — говорит Филемонд-Монту. “Во многих отношениях эти артисты воспринимаются скорее как исключение, чем как правило. Крайне важно признать, что квир—таланты так же способны осваивать широкие рынки, как и любые их гетеросексуальные коллеги — просто эти факторы восприятия, доступа и системных предубеждений не позволили создать настоящую, равноправную платформу”. По словам Филемонд—Монту, эти представления, сформированные давними предубеждениями и ожиданиями общества, также отражаются на том, как вокруг артистов формируется культура фанатов.
Одним из наиболее заметных феноменов, связанных с фанатизмом, является stan culture, которая процветает на навязчивой приверженности знаменитостям, что часто определяет как узнаваемость артиста, так и его имидж в обществе. Однако, в то время как stan culture может оказать огромную поддержку, для ЛГБТКИА+ артистов это сложнее.
На самом деле, stan culture, как правило, отдает предпочтение артистам, пользующимся широкой популярностью в мейнстриме, таким как Леди Гага, Ники Минаж или Ариана Гранде, чьи фан—базы органично вписываются в мировые рынки. Напротив, такие иконы ЛГБТКИА+, как Сиван или Лил Нас Икс, несмотря на их успех в чартах, часто находят для своих фэндомов более узкую нишу, в первую очередь в сообществе ЛГБТКИА+.
Как объясняет Филемонд-Монту, это создает пропасть, при которой фэндомам ЛГБТ-артистов может не хватать широкого охвата их гетеросексуальных коллег. “Несмотря на то, что их поклонники страстны и глубоко преданы своему делу, основная аудитория по-прежнему часто рассматривает этих артистов как ”нишевых», что ограничивает их конкурентоспособность в более широком масштабе», — добавил он. “В индустрии, где поп-иконы, как правило, возвышаются благодаря массовому привлечению фанатов, квир-артисты продолжают бороться за то широкое признание, которого действительно заслуживает их талант”. Одним из ярких примеров этого феномена является Ким Петрас, чей артистизм и новаторская роль транс-поп-звезды должны были сделать ее определяющей фигурой в духе времени.
Тем не менее, она по—прежнему сталкивается с сопротивлением, с которым не сталкиваются ее коллеги — гетеросексуалы и цисгендеры, добавила Филемонд-Монту. “Нерешительность в отношении того, чтобы полностью принять этих артистов в том же масштабе, что и таких икон, как Свифт или Бейонсе, может объясняться самой природой индустрии: поп-культура часто руководствуется определенным уровнем неприятия риска, когда речь заходит о брендинге и конкурентоспособности на рынке”, — добавил он. “Артисты ЛГБТКИА+, особенно те, кто находится на переднем крае борьбы с гендерными нормами, сталкиваются с дополнительной проблемой, пытаясь преодолеть этот последний барьер в виде мировой суперзвезды”. Хотя артисты ЛГБТКИА+ не всегда получали полную поддержку от музыкальной индустрии, такие знаменитости, как Мэрайя Кэри, Мадонна, Гага, Бейонсе, Чарли XCX и Гранде — и это лишь некоторые из них — посвятили большую часть своей карьеры защите ЛГБТКИА+ сообщества.
Своей активностью они укрепили чувство сопричастности и уверенности в себе, которых часто не могла обеспечить сама индустрия, что объясняет, почему многие представители ЛГБТКИА+ “сторонятся” этих мировых суперзвезд. “Мы все еще ждем момента, когда квир-поп-звездам будет позволено занять свое место в мейнстриме не только как представителям своего сообщества, но и как всемирно известным мегазвездам наравне с такими иконами, как Бейонсе, Гранде и Свифт”, — сказал Филемонд-Монту. “А до тех пор мы должны продолжать добиваться большей известности, инклюзивности и равенства в музыкальной индустрии”. В то время как музыкальная индустрия не сразу смогла полностью охватить общество, мода стала более восприимчивой отраслью, отчасти благодаря таким культовым дизайнерам, как Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, Джанни Версаче, Марк Джейкобс и Кристиан Сириано. Более широкое признание модой представителей ЛГБТ-сообщества+ также обусловлено широким представительством в отрасли, охватывающим генеральных директоров, моделей, парикмахеров и визажистов и даже стажеров. По словам Куин Маи, главного исполнительного директора и основателя креативного агентства Qulture, основанного на цифровых технологиях, такая инклюзивность позволяет поддерживать всю экосистему моды, в то время как в музыке представители ЛГБТКИА+ часто опираются на выдающихся артистов или нескольких ярких представителей индустрии, а не на всю индустрию в целом. “Мода — это воплощение креативности, дизайна и женственности.
Первые дизайнеры-геи были хорошо приняты в индустрии и культуре.. потому что они служили женщинам, которые восхищались их хорошим вкусом и чутьем. Это была одна из первых отраслей, которая открыто приняла мужчин-геев, потому что это сделали ее клиенты. ” сказала Мэй. “Эта связь, благодаря творчеству и дизайну, сформировала прочную связь между гей-сообществом, которая сохраняется и по сей день”. Что касается бренда, то Calvin Klein, основатель которого называет себя геем, уже давно поддерживает ЛГБТ—сообщество, привлекая к участию в своих кампаниях самых разных представителей ЛГБТ—сообщества.
Нью-йоркский бренд органично интегрировал свою идентичность с культурой ЛГБТКИА+, в первую очередь благодаря продолжающейся кампании “Это любовь”, которая отмечает многочисленные значимые связи в сообществе ЛГБТКИА+. Бренд отметил, что кампания не только демонстрирует последние коллекции бренда, но и предлагает переосмысленный подход к гордости, подчеркивая спектр любви и индивидуальности.
Известные артисты, такие как Сиван, Кара Делевинь и Джереми Поуп, являются частью более масштабного повествования, которое позиционирует Кельвина Кляйна как “культурного лидера” и “защитника квир-репрезентации”. Продолжая поддерживать ЛГБТ-сообщество, только в 2024 году бренд выделил более 240 000 долларов ключевым ЛГБТ-организациям, включая своих главных партнеров ILGA World и Центр трансгендерного права. Помимо финансовой поддержки, Calvin Klein сотрудничает с этими группами, чтобы предоставить своим глобальным командам ресурсы и идеи, необходимые для того, чтобы стать более сильными союзниками и защитниками сообщества ЛГБТКИА+.
Однако, хотя эти усилия и являются позитивным шагом, Мэй отметила, что потребуется больше, чем несколько кампаний, чтобы полностью охватить культуру ЛГБТКИА+. “Вы не можете быть тем, чего не видите, поэтому кампания ”Это любовь» помогает привлечь внимание масс к аспектам квир-любви», — сказала Мэй. “Любой бренд, который хочет поддержать Pride, заслуживает похвалы, но настоящая интеграция происходит тогда, когда это становится нормой и стандартом в коммуникациях бренда, например, расовое разнообразие, на каждой коммуникационной платформе бренда, а не только в отдельных кампаниях или во время Pride”. Дэвид Гранадос, латиноамериканский художник, работающий как на модной, так и на музыкальной сценах, согласен с заявлением Мэй, отмечая, что, хотя представители ЛГБТ-сообщества внесли значительный вклад как в модную, так и в музыкальную индустрию, мода часто служит убежищем для тех, кто “не соответствует общественным нормам”. “В моде нас прославляют за то, что мы такие, какие есть, однако в музыке капитализм диктует, что нас ценят только в том случае, если наше послание может быть услышано массами. Непросто, когда тебе говорят, что нужно разбавить или смягчить свою сущность, чтобы привлечь более широкую аудиторию”, — сказал Гранадос, который недавно выпустил свой последний сингл “Sativa”. “Я сталкивался с этим чаще в музыкальном бизнесе, чем в моде.
Но, как сын своей матери, я доверяю своим инстинктам и стремлюсь к тому, что кажется мне целеустремленным, позволяя вселенной указывать мне путь — и это происходит”.