В честь Джудит Джеймисон, новаторской фигуры в современном танце и культуре, которая помогла разрушить барьеры для будущих поколений, планируется праздник жизни. Художественный руководитель “Эмериты” Элвин Эйли скончался «мирно» в субботу после непродолжительной болезни в окружении близких друзей в нью-йоркском пресвитерианском медицинском центре Weill Cornell, сообщил Кристофер Заннер, управляющий директор по связям с общественностью театра танца. “Мы помним и благодарны ей за артистизм, человечность и невероятный свет, которые вдохновляли нас всех”, — сказал он.
Подробности празднования будут сообщены позднее. Филадельфийку открыла для себя Агнес де Милль, и в 1964 году она дебютировала в Американском театре балета. Даже в детстве она была такой энергичной, что мать отдала ее в школу танцев в возрасте 6 лет. “Я не помню, чтобы когда-нибудь не танцевала”, — сказала Джеймисон в интервью WWD в 1973 году. “Я никогда не могла усидеть на месте.
Я прыгала в постели. Я должен был как-то использовать всю эту накопившуюся энергию”. В следующем году Джеймисон присоединилась к Американскому театру танца имени Элвина Эйли, что стало ее настоящим дебютом. Поразив своей осанкой и силой во время первого выступления в постановке Тэлли Битти “Дворец танго в Конго”, Джеймисон стала музой Эйли и настоящей звездой. С 1965 по 1980 год Эйли сыграл для нее множество ролей, в том числе в фильме 1971 года “Плачь”, который был подарком на день рождения его матери, и в фильме “все чернокожие женщины во всем мире, особенно наши матери”. В 1972 году Джеймисон стала первой чернокожей женщиной, попавшей на обложку журнала Dance magazine.
Ее ловкость можно было увидеть, танцуя со львом в балете Михаила Барышникова “Па-де-Дюк», поставленном на музыку Дюка Эллингтона в 1976 году. В 1989 году по просьбе Эйли — за несколько месяцев до его смерти — Джеймисон вернулась в труппу, чтобы сменить его на посту художественного руководителя, и эта руководящая роль оставалась за ней до 2011 года. Она поставила 10 балетов, заказала 20 премьерных постановок труппы, 32 новые постановки и 38 мировых премьер. Ее руководство придало смелости танцорам и включило в себя два исторических выступления в Южной Африке и международный тур по 50 городам, посвященный 50-летию труппы.
Для этого знаменательного события компания Mattel обратилась к Джеймисону с просьбой создать первую Барби, вдохновленную танцами, в белом кружевном костюме, вдохновленном “Откровениями” Эйли. Ее идея создать постоянный центр организации «Эйли» была реализована в 2005 году с открытием Центра танца Джоан Вейл, названного в честь его председателя, заслуженной артистки Джоан Вейл. В 1999 году Джеймисон получила премию “Эмми” за работу над документальным фильмом “Гимн Элвину Эйли”, снятым телеканалом PBS «Великие выступления».
В том же году Центр Кеннеди наградил ее наряду с такими выдающимися талантами, как Стиви Уандер и Джейсон Робардс, за ее пожизненный вклад в американскую культуру через исполнительское искусство. А в 2015 году Джеймисона чествовали вместе с другими иконами искусства и культуры, такими как Карл Ове Кнаусгаард и Глория Стейнем, на гала-концерте Нью-Йоркской публичной библиотеки Lion’s gala 2015.
Мисти Коупленд, которая в 2015 году стала первой афроамериканкой-прима-балериной Американского театра балета, описала Джеймисон в понедельник как “монументальную силу в искусстве, разрушающую барьеры и переосмысливающую мир танца”, — сказала она. “Как дальновидная танцовщица и художественный руководитель Американского театра танца имени Элвина Эйли, она проложила путь для чернокожих артистов, вдохновляя поколения своим непревзойденным мастерством, лидерством и непоколебимой приверженностью культурным преобразованиям”. После ухода из труппы Эйли в 1980 году, чтобы появиться на Бродвее в постановке “Утонченные леди”, она несколько раз выступала в качестве приглашенной артистки с европейскими танцевальными труппами и основала свою собственную труппу The Jamison Project. Она занималась хореографией, проводила мастер-классы для молодых танцоров в студии Мориса Хайнса, которую Эйли позже пригласила в свою школу, и преподавала в Jacob’s Pillow.
Джеймисон объяснила WWD в 1984 году: “Я не преподаю технику. Я учу себя. Это все, что я знаю.” Чтобы подготовиться к своему возвращению в американские танцы в 1984 году, она 16 дней сидела на диете из яблок, тофу и ламинарии и сбросила 17 фунтов. По ее собственным словам в интервью WWD, Майлз Дэвис сказал ей, что она проспала два с половиной года. “Теперь я снова проснулась”, — сказала она тогда.
Известная своей способностью говорить на предельной скорости, непринужденно и со смаком, а ее руки двигались почти хореографически, Джеймисон рассказала WWD, что одним из самых замечательных моментов в ее жизни было то, когда она постоянно танцевала в 1984 году. — Мне нравится такого рода деятельность. Это предохраняет мой мозг от атрофии, а тело — от спячки, — сказала она, медленно произнося последние несколько слов и для пущего эффекта опрокидываясь набок, прежде чем снова выпрямиться.
Обладая длинной шеей и телосложением в 5 футов 10 дюймов, Джеймисон обладала талантом к эффектным формам и неожиданным жестам. Ее страсть к Эйли привела к недолгому браку с бывшим танцором Мигелем Годро, который был расторгнут в 1974 году. В 1984 году Джеймисон справедливо предсказал, что благодаря 6-футовому телевизионному экрану видео станет “совершенно новой отдушиной для танцоров и хореографов. Но она предупредила, что все эти уловки, которые использовались для их создания, не должны затмевать танцы.
Она также сказала, что все будут танцевать брейк-данс, пока им это не надоест. “Меня беспокоит то, что это может навредить детям на перекрестках. Если они не смогут выполнить все трюки на экране, то не получат своих денег”. Джеймисон надеялся, что средства массовой информации обратят внимание на то, каким будет следующий тренд и происхождение танца.
Брейк-данс, например, — это “просто развитие филадельфийского бопа, слопа и чикена. Бедные люди танцевали эти танцы годами, и никто этого не замечал. Может быть, теперь хореографы заметят эволюцию и что-то изменят с шагами”, — сказала она в интервью WWD в 1984 году. Бетанн Хардисон, впервые встретившаяся с Джеймисоном на одном из спектаклей «Эйли», когда она была новичком в труппе, сказала, что их так часто принимали друг за друга, что в какой-то момент каждый из них просто вежливо признавал друг друга за того, кто с ними здоровался. “Это было проще”, — со смехом сказал Хардисон.
После посещения в 1976 году государственного ужина в Белом доме в честь тогдашнего президента Финляндии Урхо Кекконена Хардисон получила фотографию с автографом, на которой она танцует с бывшим президентом Джеральдом Фордом, и поблагодарила “Джудит” за танец. (Джеймисон посещал Белый дом годом ранее.) Что касается ее постоянного вклада, Хардисон похвалила Джеймисон за то, что она “требовала от своих танцоров совершенства. В труппе Элвина Эйли были танцоры, которые действительно выделялись.
Что она смогла сделать, так это сделать еще более значимыми отдельных танцоров в труппе”. Танцевальный театр Элвина Эйли теперь включает в себя программу «Расширение возможностей Эйли», программу «Искусство Эйли в образовании и сообществе» и программу бакалавриата Элвина Эйли в Университете Фордхэм. Впечатленный тем, как Джеймисон смогла пройти путь от ведущей танцовщицы до руководителя труппы, Хардисон выразил благодарность Джеймисону за то, что он спас ее после смерти Эйли в 1989 году, и с энтузиазмом отозвался о второй труппе. “Она тоже была таким добрым человеком.
Люди могут оценить ее гениальность, особенно в ”Откровениях», одном из самых известных танцев, которые она исполняла», — сказал Хардисон. “Танцоры очень часто оказываются на самом низком уровне [в искусстве]. Они пользуются наименьшим уважением, и это сложная карьера.
Это очень строгий вид искусства, от балета до джаза и модерна. Вы не получаете много фанфар или внимания. Кроме того, вы не зарабатываете много денег. Это действительно обязательство. Оно глубокое.” Джеймисон говорила о финансовых трудностях своей профессии, отметив в интервью WWD в 1973 году, что она моделировала платья Ставропулос для фотографий, “как будто могла себе это позволить”. Модельер Би Майкл сказал в понедельник, что, несмотря на то, что он не имел чести встречаться с Эйли, “именно благодаря потрясающему присутствию Джудит Джеймисон” у него сложилось впечатление о театре танца Элвина Эйли. ”Отчетливо вспоминая» свой первый гала-показ Ailey в 2002 году, дизайнер присоединился к Сьюзан Фэйлз Хилл (которая была одета в сшитое на заказ платье из двустороннего шелкового джерси шоколадно-коричневого цвета со шлейфом, отороченным перьями, которое он разработал) и Андре Леону Тэлли. Когда Джеймисон появилась на сцене в качестве художественного руководителя труппы, Би Майкл сказал, что был очарован ее фигурой, движениями и даже тем, как она говорила. “Она даже не танцевала, но я был очарован», — сказал он.
В последующие годы он ближе познакомился с Джеймисон и смог разделить ее опыт с Сисели Тайсон. Майкл сказал: “Для меня Джудит Джеймисон никогда не переставала быть артисткой, независимо от того, в какой обстановке она работала. Она была настоящей. Ее выдающаяся карьера актуальна в современном мире и в искусстве.”.