“Я много думаю о реинкарнации, мире духов и о том, кто в каком теле путешествует”, — говорит художница из Сицилии Лола Монтес, осматривая выставочный зал в галерее Вито Шнабеля на Кларксон-стрит в Нью-Йорке. — И сколько раз мы были здесь. Художница работает над созданием “Cirica”, своей последней персональной выставки керамических работ, которая включает в себя скульптурные картины и предметы, такие как канделябры из артишока, проекционный светильник в форме яйца и табуреты с сиденьями из расписной керамической плитки.
В настоящее время некоторые из ее работ уже смонтированы, но многие другие находятся на земле, ожидая своего окончательного размещения. Монтес смонтировала выставку ранее на этой неделе, но обнаружила, что ее первоначальная конфигурация не совсем подходит.
И поэтому она решила начать все сначала. В галерее, принадлежащей ее брату, она открывает скрытую в стене панель, которая выходит прямо на тротуар, впуская естественное освещение и немного свежего воздуха. Несколько минут спустя другой брат, Сай Шнабель, проходит через нее и попадает в галерею. Братья и сестры кратко обсуждают готовящуюся инсталляцию Монтеса, сходясь во мнении, что выставка должна быть похожа на домашний уют Монтеса, а не просто на комнату с картинами, развешанными на белой стене.
Монтес, которая выросла в Нью-Йорке (ее отец — художник и кинорежиссер Джулиан Шнабель) и в настоящее время живет на Сицилии, знакома с искусством освящения пространства. “Я хочу, чтобы был внутренний баланс, который не нарушен”, — говорит она. “И я нахожу баланс в этом дисбалансе. ” Работа с глиной также сопряжена с трудностями, что соответствует исследованиям Монтеса о трансформации и человеческом опыте. “Этот конкретный материал научил меня многому о терпении и отпускании. Потому что многие кусочки ломаются, и ты очень усердно работаешь, чтобы что-то приготовить, покрываешь это блюдо глазурью, и оно получается идеальным, открываешь духовку и видишь, что оно состоит из пяти частей”, — говорит Монтес, который многому научился у местных мастеров в Италии. — И тебе придется начинать все сначала. Название выставки “Сирика” связано с нынешним домом Монтеса на Сицилии и гомеровским мифом о Цирцее, дочери бога солнца Гелиоса и чародейке, которая превращает людей в другие формы.
Монтес точно так же превращает свой материал в фигуры, которые появляются в процессе создания произведений искусства. “Я часто смотрю на облака, вижу эти царства и думаю о том, куда мы попадем, когда умрем? Как мы становимся энергией и рассеиваемся?” — говорит она. Глина на огне затвердевает, превращаясь в керамику, и тонкие тела и лица — ангелов или других духов — появляются благодаря неистовым, но интуитивно понятным жестам Монтеса в выборе цвета и интерпретации текстуры. “Я беру глину, настраиваюсь на определенный лад и просто медитирую на ноль”, — говорит она, отмечая, что начинает большинство своих работ, имея в виду только цветовую палитру. “Я подготавливаю себя к созданию определенного пространства для проявления эмоций или насильственных действий.
А потом она сохнет в течение двух месяцев”, — добавляет она. “Кусочки возвращаются на место, и когда я покрываю их белой глазурью, и они становятся похожими на штукатурку, я вижу в них историю или повествование и иллюстрирую то, что вижу в изделии. Таким образом, это подсказывает мне, что нужно сделать.
В керамике много неожиданностей, когда на самом деле изделие выходит к вам и говорит: ”Это выглядит точно так же, как дерево, растущее из головы, или животное». Она кивает на большой керамический диптих с изображением дерева, расположенный рядом с абстрактной формой, которую можно интерпретировать как отражение дерева, или двух противоположных граней, или колокольчика. Монтес отмечает, что на создание этого произведения ее вдохновил опыт, который она получила во время посещения храма в Непале вместе со своим другом-аскетом.
По прибытии этой паре сказали: “Есть такой человек, как вы, который живет в этих горах уже 12 лет и пьет по ложке гхи”, — рассказывает Монтес. “Итак, мы целый час бродили по горе, чтобы найти этого человека. И когда мы приехали, он начал кричать на меня на хинди-урду.
Но я понимала все, что он говорил”, — продолжает она. “И я понял, что он критиковал меня за то, что я был недостаточно близок к своей практике”. Мужчина указал на близлежащий лес, и Монтес услышал звон колокольчиков, доносящийся с деревьев. “Он показал мне, что если вы сосредоточитесь на природе, то сможете по-настоящему работать с ней, и она будет создавать для вас музыку, если вы полностью настроитесь на нее. И вот последние шесть лет я сижу в этом саду на Сицилии, где совсем не слышно шума”. Она поясняет: «здесь нет технологического шума — или сирен на премьерах фильмов, шоу и вечеринках, которые окружали ее, когда она росла в Нью—Йорке, — но есть стрекотание насекомых и птиц и шелест стручков рожкового дерева, колышущихся на ветру». “Я хотел написать статью об этом опыте, потому что в тот день я узнал кое-что о том, как находиться в окружении, когда ты отключаешься от шума автомобилей, самолетов, людей, их телефонов и компьютеров”, — говорит Монтес. “Я действительно хотел отреагировать на это и погрузиться в полное одиночество, потому что я знаю, что оттуда я смогу справиться с жизнью своей мечты и бессознательностью.
Все, что я собираюсь создать, уже внутри меня. Мне просто нужно открыть этот ключ”.