“Если бы мне нужно было подытожить, что представляют собой эти картины, я бы сказала, что они о живописи и о том, как мы выглядим”, — говорит Эндж Смит о своих новых работах “Дрейфующие жилища”, представленных на выставке в Hauser &Wirth в Нью-Йорке. “И почему важно смотреть внимательно.
Если мы теряем способность по-настоящему внимательно смотреть и глубоко мыслить, то становимся более зависимыми от постправды и возможности манипулировать нами”. Картины Смита приглашают зрителей погрузиться в композицию, используя цвет как основной инструмент соблазнения, побуждающий присмотреться внимательнее, чтобы раскрыть детали и смысл. В ее крупнейшей работе “Если наступит зима (может ли весна остаться далеко позади?)”, диптихе, выполненном на чернильно—баклажанном фоне, под ледяной водой проступают едва заметные очертания фигур — плавник, мелькающий хвост, щупальца — их неподвижность сочетается с движением существ внутри мшистых нитей, подвешенных к небу на картине.
Этот эффект напоминает тест Роршаха, в ходе которого то, что зритель видит в произведении и в каком порядке, может влиять на его восприятие. Смит отмечает, что коллекционеры часто пишут ей по электронной почте о том, что спустя годы после приобретения они открывают для себя новые аспекты в ее картинах. “В Instagram и социальных сетях мы привыкли рассматривать изображения очень быстро и довольно поверхностно, и поэтому я намеренно противопоставил этому свою практику”, — говорит британский художник, приехавший в город на открытие выставки. “Так что все это разворачивается очень медленно”. Описывая свои картины как концептуальные, Смит отмечает, что ее подход в первую очередь направлен на интерпретацию зрителем визуального ряда.
При создании ее последней серии были заданы два философских вопроса: “Что там? И если там что-то есть, то какова природа этой вещи? Как мы воспринимаем нашу реальность?” она говорит. На выставке представлены картины разного масштаба — интимность каждой из них создается готовностью зрителя к взаимодействию — и изображает воду, новый визуальный элемент в ее работах, в ее различных состояниях. “Вода по самой своей природе очень аморфна, у нее нет четких очертаний, и она очень изменчива”, — говорит она. “Таким образом, она обладает огромным потенциалом для превращения во множество разных вещей. Это меня по-настоящему восхищает.
Но в то же время это уникальный элемент. Это вода. Это всегда вода”, — добавляет она. “Чувство собственного достоинства, которое я пытаюсь передать в своей живописи, — это нечто единое, это одна человеческая жизнь, но в то же время на самом деле невозможно определить конкретную, последовательную, уникальную личность ни в одной из этих фигур. И в этом весь смысл — что это невозможно сделать.
И все же мы живем в такое время, когда существует такое стремление к тому, чтобы пытаться инкапсулировать и навешивать ярлыки, и особенно навязывать женщинам особый способ существования в некоем фантастическом идеальном состоянии. ” На многих картинах изображена обнаженная женская фигура, выглядывающая с холста из-за очков и сетчатых вставок. Первая работа, созданная Смитом для серии, которая висит у входа в галерею, называется “Двойное цветение (болотных ноготков). ”Она размышляет над идеей изменчивого самоощущения, передаваемого через “пары” объектов в рамках работы, а также над проблемой изображения женского тела. “Написание женской обнаженной натуры было очень важным делом, потому что оно очень насыщенное.
И до сих пор я не чувствовала себя комфортно, обращаясь к такому проблемному предмету и жанру в живописи”, — говорит Смит. “Вы имеете дело со взглядом, а затем с опровержением этого взгляда”, — добавляет она. “Но это само по себе стало довольно проблематичным. И поэтому я почувствовал, что все, что я мог бы предложить в этом разговоре, — это раскрыть загадку обнаженной женщины.
Не предлагая никакого четкого вывода. Что, на мой взгляд, может быть сильным в некоторых из этих поз, так это то, что они просто существуют. И иногда это может быть самым мощным актом сопротивления”. Эта неподвижность сочетается с постоянной возможностью перемен, тревогой, которая сквозит в ощущении экологических изменений, присутствующих в каждой из ее картин. Подобно воде и индивидуальности ее женских фигур, географический мир находится в постоянном движении. Название шоу “Дрейфующие жилища” отсылает к определению французского семантика Ролана Барта, которое он дал атопии — тому, что трудно поддается определению. “Наш опыт просто невозможно выразить языком, будь то написанный или нарисованный.
Мы никогда не сможем в полной мере поделиться опытом с кем бы то ни было”, — говорит Смит. “Но по мере того, как я все больше сталкиваюсь с жизнью, я чувствую, что попытка общения — это очень ценная вещь, и это единственное, что есть у нас, людей”, — добавляет она. — И попытка установить контакт — это то, чем следует дорожить”.