МИЛАН. В студии Ахилла Кастильони, где по—прежнему руководит его давняя ассистентка Антонелла, аккуратно сложенные рулоны чертежей и обернутые бумагой пакеты с надписями, написанными его почерком, остались в точности такими, какими он оставил их, когда скончался в 2002 году.
Его престижная площадь Пьяцца Кастелло находится всего в нескольких шагах от дома его детства, средней школы и истории святого Амвросия, скульптуру которого его отец изваял на кафедральном соборе Дуомо в Милане. Внутри его младшая дочь Джованна, в честь которой когда-то была названа лампа Flos, торжественно вошла с застенчивой улыбкой, похожей на улыбку ее отца, на шее у нее висел однополярный ножной выключатель, который он изобрел. “Таким образом, я поддерживаю связь со своим отцом”, — сказала она.
Геолог, которой сейчас за 50, посвятила себя миру дизайна, недавно получила уведомление о выселении от владельца здания. ”Я не знаю, куда мы пойдем…у нас есть время до января, — пожала она плечами, меняя тему, поскольку гости легко отвлекались на множество прототипов и инструментов, окружающих их, — и перешла к демонстрации того, как ложка для майонеза, которую ее отец изготовил для Kraft в 1962 году, была спроектирована таким образом, чтобы протирать банку майонеза полностью. “Так, ты обязательно все уберешь!” — сказала она, демонстрируя это жестом руки. Наследие ее семьи, а также ее умение воплощать их историю в жизнь ежегодно привлекают более 7000 посетителей, 50 процентов из которых приезжают из-за рубежа. — У меня нет детей, поэтому, когда меня не станет, я понятия не имею, кто будет управлять этим домом. Миланский дизайнер интерьеров, уроженка Монреаля Марина Барач случайно проходила в тот день мимо фонда и была явно встревожена, услышав эту новость.
Барач работала над проектами престижных пятизвездочных отелей в Европе, Африке, Северной Америке и Азии, а также является консультантом и лектором в Милане. Фонд Кастильони, по ее словам, всегда является одним из обязательных мест для посещения во время ее турне по Милану, которое она организовала самостоятельно для иностранных гостей. “Сохраняя фонд, они могут «обучать» будущие поколения архитекторов/дизайнеров, что, на мой взгляд, очень важно.
То, как Джованна раскрывает внутреннюю перспективу, бесценно. ”Дизайнерское сообщество сплотилось вокруг них, и в апреле этого года была организована петиция под руководством архитектора и президента Миланской Триеннале Стефано Боэри. В другом зале группе студентов университета показывали текущую выставку, где в подвесных черных палатках собраны разнообразные предметы, подчеркивающие, насколько важно увидеть и прикоснуться к дизайну Кастильони. Карточки с символами “жестов” расшифровывают инженерный язык Кастильони и показывают, как перемещаются части мебели или механизмов и в каком направлении. Сын скульптора, он и его братья Пьер Джакомо и Ливио до сих пор считаются тремя самыми признанными дизайнерами и архитекторами в мире. 61 год назад Ахилл и Пьер Джакомо основали собственную студию в Милане и вместе создали лампу Arco для Flos, одну из самых известных ламп, когда-либо созданных, и по сей день являющуюся бестселлером.
Также на выставке представлена спиральная пепельница Ахилла для Алесси, а также шина для ног, изготовленная Рэем и Чарльзом Имзами во время войны — подарок Кастильони и источник вдохновения для семьи Имз в области дизайна. Это лишь одно из многих сокровищ среди тысяч, хранящихся в четырех стенах студии.
Помимо стульев и столов, ламп и книжных шкафов, Ахилл умело спроектировал подставки для одежды, посуду и столовые приборы, школьные парты и больничные койки, раковины и даже унитазы. Специально для Джованны он также смастерил маленький вращающийся стол, который превращается в стул и табуретку, чтобы она могла работать рядом с ним в его кабинете, где он много трудился и играл с такими предметами, как расставленные в ряд формы для выпечки ее матери.
По словам Джованны, арендная плата, которая составляет 80 000 евро в год, частично оплачивается семьей (Джованной и ее старшим братом Карло) и частично другой группой компаний. “Я надеюсь в будущем сформировать научный совет из представителей отрасли, заинтересованных в сохранении наследия моего отца, и, возможно, даже стать спонсором”, — сказала она, как это сделала семья Имз. На самом деле Джованна и Лиза Деметриос, внучки Рэя и Чарльза Эймсов и главные кураторы Института Эймса, объединились, чтобы сохранить наследие своей семьи.
В результате предстоящий разговор о дизайне между двумя дизайнерами будет опубликован в среду в прямом эфире на веб-сайте Института Имса в их последней статье для институтского журнала Kazam!, Деметриос сказала, что была “удручена”, когда услышала эту новость. “Интерес к творчеству Акилла Кастильони всегда будет сохраняться. В лучшем случае Фонд Кастильони найдет новые способы поделиться наследием как лично, так и в цифровом формате.
Если Фонду Кастильони придется переехать, то я надеюсь, что они начнут делиться своими работами в цифровом формате, пока ищут место для размещения коллекции в будущем. И тогда, я надеюсь, они запланируют много выставок и создадут больше каталогов его работ”, — предположил Деметриос.
Джованна, которая также посещает академии и университеты по всему миру, сказала, что ей нравится “носить с собой вещи моего отца, такие как Мэри Поппинс, и читать лекции будущим лидерам дизайна”, несмотря на то, что это требует больших усилий. По ее мнению, семье Имз повезло заручиться поддержкой семейного института, возможно, отчасти из-за того, что они, несомненно, являются самыми известными и значимыми дизайнерами-провидцами, чья работа длится дольше всего в районе Лос-Анджелеса.
В Милане семья Кастильони окружена реликвиями прошлого, созданными множеством великих людей, включая Джио Понти, Этторе Соттсасса и Энцо Мари. Деметриос, сама по себе известная художница, занимается кураторством физических и онлайн-выставок и добилась успеха в увековечении имени своей семьи с помощью кураторского повествования. Институту бесконечного любопытства Имса также посчастливилось получить поддержку от промышленного дизайнера и соучредителя Airbnb Джо Геббиа, который также поддержал их работу по созданию дома для любознательных людей, решающих проблемы. Геббиа пообещал продолжать делать институт краеугольным камнем своей благотворительной деятельности, которая также сосредоточена на глобальных правах человека и помощи беженцам, образовании и экологических проблемах.
Для сравнения, у Фонда Ле Корбюзье во Франции есть прямые спонсоры, такие как Cassina, которая опубликовала коллекцию культовой мебели, разработанной Ле Корбюзье, включая трубчатую мебель 1928-29 годов, созданную совместно с Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан. Французская компания Herige Group, занимающаяся торговлей материалами для производства бетона и промышленных столярных изделий, поддержала оцифровку и онлайн-публикацию коллекций фонда, сделав их доступными для широкой публики.
Деметриос сказала, что она приветствует возложенную на нее задачу по распространению наследия ее семьи. “Возможность поделиться наследием Рэя и Чарльза таким образом, продемонстрировать их невероятный технологический процесс и широкомасштабное видение дизайна — мечта всей моей жизни. Их безграничное любопытство и неустанное стремление решать проблемы, связанные с мебелью, кино, выставками, архитектурой и текстилем, отражены в названии института.
Надеемся, что усилия Института помогут людям найти вдохновение для решения проблем в их собственном мире”. Что ее объединяет с Джованной, так это страсть к рассказыванию историй. “Нам обеим нравится знакомить гостей с ассортиментом дизайнерских решений и помогать им находить общий язык через слои материала, а затем видеть, как что-то находит у них отклик. Особенным моментом во время экскурсии для меня стало то, что я увидела шину для ноги, сделанную моими бабушкой и дедушкой, на стене мастерской ее отца.
Мне также понравилось беседовать с Джованной о том, как она рассматривала архивные экспонаты, когда была маленьким ребенком, а затем стала куратором”, — размышляла она. Модельер Артур Арбессер, который, помимо своих многочисленных проектов по строительству домов и интерьеров, недавно был приглашен в качестве креативного консультанта для исторического австрийского производителя мебели Wittmann Mobelwerkstatten, также случайно посетил Фонд Кастильони на прошлой неделе со своими сотрудниками.
В ответ на уведомление о выселении он сказал, что это “безумие, что подобные фонды, представляющие творческую, плодородную почву этой страны”, борются за выживание. “Для меня Фонд Кастильони действительно приглашает вас мечтать, думать и смотреть на мир другими глазами, и вся моя команда покинула это место такой счастливой”. Экскурсия подходит к концу, и Джованна хочет напоследок показать гостям оригинальную табуретку Zanotta “Sella”, стоячее велосипедное сиденье, разработанное ее отцом и его братом Пьером Джакомо. “Дзынь-дзынь”, — щебечет она, снимая трубку, делая вид, что звонит матери и спрашивает, будут ли на ужин макароны. “Это помогло людям не висеть на телефоне слишком долго, ведь раньше телефонные звонки стоили дорого”, — говорит Джованна, все еще держа телефон в руке. Радостное выражение ее лица сменяется озадаченным. “Кто знает, поймет ли молодое поколение, что это за штука, черт возьми?”