В 70-х годах Версальский дворец пришел в упадок. В старинном замке, построенном несколько столетий назад, завелись термиты, а с позолоченных потолков потекли воды. Нуждаясь в деньгах на реставрацию, главный куратор Версаля Джеральд Ван дер Кемп обратился за советом к модному публицисту и основательнице CFDA Элеоноре Ламберт, которая придумала акцию по сбору средств под названием “Битва за Версаль”. Пятьдесят лет назад 10 дизайнеров вступили в стильную перепалку, которая укрепила позиции американских кутюрье как силы моды, с которой нужно считаться.
Как писал в 1973 году бывший главный редактор WWD Джон Б. Фэйрчайлд, “Американцы пришли, они сшили, они победили”. Давайте оглянемся назад, на легендарную битву при Версале. На мероприятии встретились французские и американские модельеры, причем Оскар де ла Рента, Халстон, Стивен Берроуз, Билл Бласс и Энн Кляйн — все они были клиентами Lambert’s — составили последний контингент.
Вместе они работали с Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши, Эммануэлем Унгаро, Пьером Карденом и тогдашним креативным директором Christian Dior Марком Боханом. Каждый дизайнер разработал восемь уникальных образов, некоторые из которых были завершены только ранним утром 28 ноября.
Многие модели, участвовавшие в показе, никогда раньше не были в Париже. “Они вышли из автобуса и поцеловали землю, они были так счастливы”, — сказал Пэт Кливленд на саммите директоров WWD по одежде и розничной торговле в начале этого месяца, вспоминая романтическую сцену на заснеженной мостовой Версаля. Однако внутри зрелище было совсем не романтичным — из-за низких температур в плохо проветриваемом дворце было прохладно.
Приветствие американской команды от французов было еще более прохладным. “В ванной не было туалетной бумаги. Это было ужасно”, — сказал Берроуз на саммите руководителей компаний Apparel & Retail. — Они заставили девушек работать там весь день напролет и не кормили их”. Группа Gallic squad провела большую часть дневных репетиций, а это означало, что у американцев не было другого выбора, кроме как репетировать до позднего вечера.
Это была не единственная оплошность перед выступлением: из-за ошибки в измерениях был испорчен фон, расписанный вручную Джо Юлой. Это, наряду с другими грубыми ошибками, едва не привело к тому, что Хэлстон выбыл из конкурса. С рвением настоящего актера подруга и муза дизайнера Лайза Миннелли, которая была приглашена на выступление в американском сегменте, убедила его, что шоу должно продолжаться. Французы не пожалели средств на постановку сложной многочасовой постановки, потратив около 30 000 долларов на декорации и реквизит, включая карету из тыквы и повозку, запряженную носорогом.
Оркестр из 40 человек, благородный танцор Рудольф Нуриев и легендарная танцовщица Джозефин Бейкер также предложили свои таланты команде. Американцы, напротив, придерживались сдержанного подхода и завершили свое выступление в течение 30 минут. С кассеты звучала музыка, а сцену Королевской оперы освещали голые прожекторы. В то время как американцам помогала с хореографией талантливая представительница шоу-бизнеса (и крестная мать Миннелли) Кей Томпсон, именно моделям нужно было продавать свою дизайнерскую одежду, которая была довольно простой по сравнению с их французскими коллегами. “Мы пытались вдохнуть жизнь в одежду”, — объяснил Кливленд в интервью InStyle в 2020 году. “Это были тела, двигающиеся под флагом творчества и дизайна”. То, чего американцам, возможно, не хватало в пышности, они компенсировали практичностью: легкие, неструктурированные ансамбли, подобные тем, что демонстрировали Хэлстон и Берроуз, ознаменовали инновационный отход от скучных силуэтов прошлого.
Их свободный подход к одежде женщин стал синонимом изменившегося в течение десятилетия отношения к феминизму и сексуальности. “Французы были в шоке от американской одежды”, — вспоминала Донна Каран, которая была ассистенткой Кляйна во время битвы. “Что значит, у вас нет застежек и ушек, и вы просто надеваете их?» Американцы были так далеки от будущего. Речь шла о простоте одевания, от повседневного до вечернего”, — сказала она WWD в 2020 году.
Не только американские дизайнеры изменили традициям — модели превратились из простых манекенщиц в ведущих актеров, кружащихся по сцене без помощи рук, в отличие от многих своих современниц по подиуму, которые в то время обычно расхаживали с важным видом, держа в руках пронумерованные карточки. Поначалу возможность того, что американцы опередят французов, казалась крайне маловероятной. “Все подумали, что это шутка”, — рассказала автор Марселлас Рейнольдс журналу InStyle в 2020 году. “Они думали, что это розыгрыш для европейских дизайнеров”. В итоге победителями стали аутсайдеры.
Зрители, среди которых были такие знаменитости, как Грейс Келли и Энди Уорхол, с трудом сдерживали волнение после американской презентации. “Они начали кричать, топать ногами по полу, подбрасывать свои программки в воздух и кричать ”Браво!» — сказал Берроуз. “Это было потрясающе, что они так отреагировали. Французы обычно такие уравновешенные”. Победа американцев в Версале стала еще более очевидной в последующие годы, когда американские лицензионные фирмы, которые когда-то отдавали предпочтение французским дизайнерам, начали извлекать выгоду из местных имен, таких как de la Renta и Blass.
Эта битва также привлекла внимание нескольких чернокожих супермоделей, в том числе Кливленда, Бетанн Хардисон, Алвы Чинн и Билли Блэр. “Это было началом моей международной карьеры”, — сказала Чинн на саммите руководителей WWD Apparel &Retail в октябре. Хотя такие бренды, как Courreges, Ungaro и Saint Laurent, нанимали чернокожих моделей как минимум с 60-х годов, после Версаля они стали еще более заметными.
В 1979 году Живанши стал “первым кутюрье, у которого был полностью черный гардероб”, — сообщил тогдашний глава парижского бюро WWD Андре Леон Талли. Музей искусств Метрополитен увековечил память о Версальской битве на выставке 1993 года. Два десятилетия спустя Том Форд отдал дань уважения этому событию в том же музее, организовав галерею на тему Версальской битвы во время выставки Института костюма “В Америке: антология моды”. В 2015 году бывший редактор отдела моды Washington Post Робин Гиван написала книгу об этой битве под названием “Ночь, когда американская мода оказалась в центре внимания и вошла в историю”. Культовая выставка также стала темой двух документальных фильмов, в том числе Деборы Райли Дрейпер “Версаль-73: революция на подиуме в Америке». ”В 2023 году Дрейпер планирует экранизировать ее в виде художественного фильма.