Айрис ван Херпен вполне может быть тем дизайнером, работы которого архитекторы изучают так же внимательно, как и студенты-модельеры. А именно: кураторство ретроспективной выставки голландского кутюрье, открывающейся для публики в среду в Музее декоративного искусства в Париже, было поручено историкам дизайна и архитектуры, а не специалистам по моде. “Айрис — не только модельер, — заявила Клое Питио, куратор отдела современного искусства музея. “Она сотрудничает со многими художниками, архитекторами, дизайнерами и историками, расширяя границы моды. У нее новый взгляд на завтрашний день. ..Айрис очень озабочена планетой и нашим будущим, и я думаю, что для общественности важно увидеть, насколько модельер может быть открыт для человечества”. ”Айрис ван Херпен: Скульптура чувств» объединяет около 100 творений высокой моды с окаменелостями, скелетами, авангардными произведениями искусства, микроскопами, различными инструментами и инсталляциями, призванными привлечь внимание ко всему космосу. “Для нас также было важно установить связи с наукой, потому что Iris тесно связана с физикой и всеми другими науками, связанными с человеком”, — сказал Питио.
Архитектурная школа Бартлетта при Университетском колледже Лондона известна своим передовым подходом к урбанизму и будущему образу жизни, посвященная темам, не отличающимся от сферы интересов ван Херпен, именно поэтому студенты и исследователи изучают ее проекты, сказала Питио. Джозеф Уолш, ирландский мебельщик, — еще одна фигура в мире дизайна, которая следит за творчеством ван Херпена.
Общаясь с художниками, промышленными дизайнерами и другими экспертами из различных областей, Питио и младшему куратору Луизе Кертис редко приходилось объяснять работы ван Херпена или убеждать их предоставить экспонаты, работы на заказ или информацию для выставки. Ван Херпен сотрудничал с такими художниками, как Йолан ван дер Виль, Роган Браун и Нери Оксман, а также с такими передовыми архитекторами, как Филип Бисли и архитекторы Бентем и Краувел.
Для первых залов выставки, озаглавленных “Вода и сны”, Бисли и ван Херпен наняли компанию Hans Boodt Mannequins из Роттердама, чтобы создать манекены, которые, казалось, были собраны из парящих жидкостей. Посетителям рекомендуется максимально зарядить свои смартфоны перед посещением выставки — это равносильно посещению музея естественной истории, галереи современного искусства, планетария и показа мод вместе взятых.
Это захватывающее зрелище от начала до конца, в нем есть что-то волшебное. “Я думаю, что большая часть моей работы посвящена гипнотическому ощущению — иллюзии”, — признался ван Херпен. Человеческое тело — ключевая тема, напоминающая о раннем обучении дизайнера балетному искусству, но рассматриваемая больше с научной точки зрения, от клеток до мышц и костей, сказал Питио.
Гигантская гиперреалистичная волновая инсталляция японского коллектива Me связана с тем фактом, что тело на 70 процентов состоит из воды и что Ван Херпен, который сейчас находится недалеко от Амстердама, живет под постоянной угрозой повышения уровня моря. В проекции микроорганизмов, обнаруженных в морской воде на фоне одной из витрин, можно разглядеть элементы ее модных силуэтов.
Более того, дизайнер снимала свою весеннюю коллекцию 2023 года, посвященную дайверам в самом глубоком бассейне Европы, а ее показ модной одежды осенью 2024 года был вдохновлен ультрасовременной водной архитектурой, разработанной такими мастерами, как Бьярке Ингельс и Жак Ружери. “Я думаю, что это будет интересно публике, потому что это не только демонстрация платьев”, — сказал Питио в интервью в музее. “В каждой секции рассматривается вопрос, который задает посетитель — вопрос о теле или о том, как мы живем на этой планете”. Она была поражена тем, что собранные вместе стенды с одеждой ван Херпен могут напоминать о футуристическом пейзаже. В конечном счете, ее дизайн излучает неземную красоту и говорит о человеческих возможностях, создавая оптимистичный образ в этом нестабильном мире, заключила Питио.
Выставка посвящена девяти темам — в том числе происхождению жизни, скелетам, природе и мифологии — и дополнена десятками работ таких художников, как Роган Браунарт, Вим Дельвой, Тим Уокер, Мэтью Харрисон, Дэмиен Джале, Кохей Нава и Кейси Карран, а также дизайнерскими работами Нери Оксмана, Рен Ри, Ферруччо Лавиани и Томас Либертини. Тем не менее, любителям моды здесь есть на что посмотреть: изящные творения ван Херпен вызывают трепет у поклонников, а воссозданное в Амстердаме ателье позволяет заглянуть в ее ремесло, сочетая традиционные техники, такие как ручная плиссировка, с самыми передовыми из доступных технологий 3D-печати и силиконового формования.
Посетители также могут увидеть ее эксперименты с миниатюрными формами платьев и то, как украшения иногда сначала рисуются на бумаге, а затем наклеиваются на полотно. В интервью ван Херпен рассказала, что с тех пор, как она основала свой дом 16 лет назад, у нее сохранилась “авторская копия” каждого из ее платьев от кутюр, что позволяет Arts Decoratifs демонстрировать работы на протяжении всей ее модной карьеры. Самые старые модели, выполненные с использованием металлических ребер зонтиков, относятся к ее коллекции “Chemical Crows”, представленной на Неделе моды в Амстердаме вскоре после того, как она окончила Институт искусств ArtEZ в Арнеме и прошла короткую стажировку у Ли Александра Маккуина. Ее ранние проекты отражают ее преданность кропотливому ремеслу и ранний интерес к органическим формам и научному вдохновению.
В то время как расширение прав и возможностей женщин лежит в основе эстетики ван Херпен, ее ранние работы были сосредоточены на защитных конструкциях, похожих на броню, в то время как более поздние коллекции были “гораздо мягче и больше ориентированы на чувствительность и чувственный опыт женственности”, — размышляла она. Ее пенистые, похожие на кружево конструкции напоминают некоторые предметы на выставке: окаменевшую морскую губку и произведение искусства из тонкой белой паутины, созданной настоящими пауками.
Одним из последних дизайнов, представленных на выставке, было сшитое на заказ платье для Бейонсе, которое звезда приобрела для своего мирового турне “Renaissance” и надела на выступление в Амстердаме. “Для меня было большой честью стать частью этого проекта и воплотить ее видение в моем собственном фирменном дизайне”, — с энтузиазмом говорит ван Херпен. “Конечно, она очень сильная, но я также хотел привнести в это изделие воздушность”. Также представлены платья, которые носили Бьорк, Граймс и частные клиенты, а также фотографии многочисленных знаменитостей в ее образцах, которые обнимают спиральную лестницу, соединяющую два уровня выставки. Это захватывающее путешествие, затрагивающее все органы чувств, сопровождается саундтреком из оригинальной музыки художника Сальвадора Брида (Salvador Breed) или иногда тревожными потрескивающими звуками, а завершается шоу номерами, посвященными ателье ван Херпена.
Здесь посетители могут ознакомиться с сотнями незавершенных работ и дизайнерских экспериментов, от образцов тканей и примеров “микроархитектуры” до кунсткамеры, где представлены аксессуары, книги, рисунки, скульптуры и элементы естественной истории. “На самом деле это делается для того, чтобы показать эволюцию всего мастерства”, — объяснил ван Херпен. Образцы некоторых материалов, которые ван Херпен использует для своих платьев, представлены в чашках Петри, в то время как сотни других представлены в градациях цветов и текстур, напоминающих о далеких планетах или неизведанных подводных мирах.
Ван Херпен, известный своими работами, в которых используются технологии от лазерной резки и 3D-печати до электромагнитного ткачества, был участником персональных выставок в ведущих учреждениях, включая Музей Гронингера в Нидерландах в 2012 году, Музей текстиля Швеции в 2014 году, Музей высоких искусств в Атланте в 2015 году и другие. Королевский музей Онтарио в Торонто в 2018 году.
Парижское шоу продлится до 28 апреля.