В то время, когда мужчины доминировали в дизайне и мебельной индустрии, дизайнер Мария Пергай, уроженка Молдовы, сделала себе имя, превратив один из самых прочных сплавов — сталь — в неизменно современные изделия. “Ее новаторское использование этого материала не только стало ее визитной карточкой, но и изменило облик французского декора в 1970-х годах”, — говорится в сообщении нью-йоркской галереи Demisch Danant.
Оставив после себя редкое наследие женской доблести, Пергей скончалась 31 октября в возрасте 93 лет от естественных причин. Мать четверых детей родилась во времена правления Иосифа Сталина и начала свою карьеру в послевоенном Париже, украшая витрины бутиков своими изделиями из серебра, прежде чем в конце 1950-х годов выпустить полную коллекцию, а позже получила признание за использование нержавеющей стали, в частности, за свой культовый стул steel Ring 1968 года выпуска.
Галеристы и историки дизайна Сюзанна Демиш и Стефан Данан наткнулись на ее работы на парижском блошином рынке в конце 90-х. В 2004 году, после более чем десятилетнего коллекционирования работ Перги, они, наконец, познакомились с ней и начали сотрудничество с дизайнером на всю жизнь.
Затем они опубликовали “Полное собрание сочинений Марии Перге, 1957-2010”, первый всеобъемлющий обзор творчества дизайнера, в котором прослеживаются инновации и достижения Перге во времени, географии и материалах. Работы Перги также привлекли внимание крупнейших модельеров: Кристиана Диора, Живанши, Пьера Кардена и Hermes, которые нанимали ее для частных заказов и разделяли ее экспериментаторский дух.
Она также проектировала дворцовые интерьеры для королевской семьи Саудовской Аравии, а также резиденции и рестораны в Москве. “Мария Пергей никогда не принадлежала к какому-либо отдельному дизайнерскому движению или группе дизайнеров. Она была свободолюбивой личностью, довольствовавшейся тем, что действовала в рамках своего собственного воображения, а не под влиянием своих современников.
Когда ее спросили, она отказалась называть себя исключительно художником, дизайнером или декоратором, но назвала себя служанкой своим собственным творческим порывам, в частности, ”похитительницей идей», — говорится в заявлении Демиш Данан, опубликованном на ее веб-сайте. В 2013 году Fendi привлекла опытного дизайнера мебели для создания трех предметов интерьера для своего флагманского магазина Avenue Montaigne в Париже, а также переработала пять ее культовых дизайнов для своей линии мебели для дома Fendi Casa.
В то время Сильвия Вентурини Фенди (Silvia Venturini Fendi) говорила, что Пергай повторяет подход Fendi к дизайну, сочетая древние и футуристические приемы и отсылки. “Мне нравится ее эстетика. Она много экспериментирует”, — сказала Фенди. “Она работает со сталью, которая является очень мужским материалом, но она делает его женственным и чувственным.
Таким образом, она идеально подходит для воплощения нашей эстетики”.