В этом году был один тренд, который заявил о себе не на ура, а шепотом кашемира и большим количеством нитей: тихая роскошь. Это движение появилось как средство для очищения вкуса после высокооктанового максимализма и логомании и стало реакцией на глобальный кризис стоимости жизни, растущую озабоченность экологичностью и желание совместить комфорт и стиль после пандемии. В 2023 году в онлайн-корзинах покупок женщин были представлены такие имена, как The Row, Khaite и Gabriela Hearst, в то время как мужчины выбирали Loro Piana, Zegna и Brunello Cucinelli. Некоторые бренды быстро сменили направление, стремясь привлечь покупателей, ищущих спокойный стиль. Sabato De Sarno от Gucci обновил бренд, сделав его более классическим, в то время как Фиби Фило вернулась с одноименным брендом одежды и аксессуаров, которые напоминают о ее успехах в Celine и которые уже вызвали восторг у ее поклонников.
Эта тенденция проявилась в женской, мужской одежде и высокой моде, в сумках, аксессуарах и ювелирных изделиях, где классические фасоны исчезли с прилавков. Коллекции Ким Джонс от Fendi в естественных тонах были воплощением тихой роскоши, в то время как в сдержанных коллекциях Александра Вотье были представлены костюмы-смокинги и вечерние платья без единого намека на блеск.
В Chanel Виржини Виард воплотила “очарование парижанки”, воплощенное Каролиной де Мегрэ, которая открыла показ в классическом твидовом пальто, а в Dior Мария Грация Кьюри вдохновилась античностью, создав линейку плиссированных платьев-футляров, тонких и элегантных, как греческие колонны. Тихая роскошь, возможно, и попала в заголовки газет в этом году, но для историка моды Александра Самсона, куратора парижского музея Palais Galliera, в этом нет ничего нового. “Это было всегда, но внимание, уделяемое этому, менялось”, — сказал он.
Самсон добавил, что богатые люди хотят чувствовать, а не демонстрировать то, что они могут себе позволить. “Сдержанная роскошь проявляется в деталях. Это форма утонченности перед лицом единообразия”, — сказал он, добавив, что корни этого стиля уходят в 19 век, когда единообразие в одежде заставляло людей выделяться с помощью кодов, силуэтов, деталей и поставщиков.
Возможно, вся одежда выглядела одинаково, “но вблизи” некоторые предметы действительно сильно отличались друг от друга. Самсон сказал, что сериал Netflix “Преемственность” снова привлек внимание к тихой роскоши, но он также вернулся из-за желания сосредоточиться на качестве, “в ответ на спортивную одежду”, которая была основой гардероба в годы карантина. Винсент Грегуар, директор по потребительским тенденциям консалтингового агентства Nelly Rodi, считает, что интерес к менее показным стилям и акцент на материалах — это знамение времени. Он сказал, что это “реакция образованного потребителя, у которого сложилось впечатление, что известные бренды предпочитают прибыль качеству.
Этот потребитель ищет бренды, которые не идут на компромисс с последним”. К таким брендам, добавил он, относятся Hermes, Giorgio Armani, Cucinelli, Max Mara, Ralph Lauren и даже MM6. Грегуар также считает, что после COVID-19 ситуация с покупками в отместку, чрезмерным потреблением, “высокомерным проявлением роскоши” и пьянящей дозой “безвкусицы и провокаций” потребовала “новой морали, новой этики, новых ценностей”. Для Грегуара тихая роскошь идет рука об руку с представлениями о трезвости, даже бережливости. “Это целое состояние души, это не просто Brunello Cucinelli, Loro Piana и отсутствие логотипов”, — сказал эксперт по тенденциям, добавив, что в последние годы потребителей переполняло столько негатива, страха и напряжения, что появилось огромное желание вернуться к истокам и сократить расходы от избытка. “Это эволюция медленного движения, хотя и более утонченное и высококлассное выражение”, — сказал он, добавив, что амбициозные потребители отвергают то, что представляет собой плохое соотношение цены и качества, и они устали от логотипов.
Никлас Опперманн, соучредитель Carl Friedrik, сказал, что участие в “Преемственности” открыло бренд для совершенно нового сегмента покупателей. Бренд чемоданов, который также представлен в “Белом лотосе”, сообщил, что его продажи выросли на 103% в годовом исчислении.
В настоящее время компания планирует расширить свою деятельность в Северной Америке, на своем крупнейшем рынке, в ближайшие шесть-двенадцать месяцев. “С эстетической точки зрения «Преемственность» подошла нам почти идеально. Мы проповедовали ценности тихой роскошной моды — высококачественные материалы, универсальность в повседневной жизни, минимализм в стиле нью-эйдж”, — сказал Опперманн.
В то время как “Барби” Греты Гервиг, возможно, и завоевала кассовые сборы благодаря своим розовым нарядам и блестящим украшениям, фильм заканчивается тем, что актриса Марго Робби выходит из машины в шокирующе сдержанном наряде. В финальной сцене она одета в просторный пепельно-коричневый блейзер, голубые джинсы и бледно-розовые ботинки Birkenstocks, которые больше подходят к цвету ее кожи, чем к дому ее мечты.
Кэролин Бессетт Кеннеди, публицист Calvin Klein, ставшая женой Джона Ф. Кеннеди-младшая переживает возрождение в виде книги Суниты Кумар Наир “CBK: Кэролин Бессетт Кеннеди: жизнь в моде”, в которой рассказывается о ее стиле одежды, который был исключительно сдержанным. — В ней есть что-то неподвластное времени, и в этом ее привлекательность. На нее нельзя наклеить ярлык”, — говорит Наир, которая исследует девять идей из гардероба Бессетт Кеннеди, начиная от ее строгих белых рубашек и свадебного платья в стиле минимализм от Нарцисо Родригеса и заканчивая небрежностью ее повседневного гардероба — все это стало основой спокойного роскошного образа.
Самсон, который по своей природе менее привлекателен внешне, чем спортивная одежда или более яркие тренды, сказал, что ожидает, что тихая роскошь снова станет тихой. Грегуар сказал, что в своем нынешнем воплощении “тихая роскошь превращается в скучную роскошь”. Он считает, что модель 2023 года уступит место “новой драгоценной роскоши, менее строгой и с приятными деталями».
Без излишеств, но с большим мастерством, что привнесет идею удовольствия, выгоды, вознаграждения”. Среди этих преимуществ — социальные и экологические инициативы, а также стремление производить “меньше, но лучше”. По его мнению, знания и культура идут рука об руку с тенденцией к тихой роскоши.
В некоторых случаях тихая роскошь также может стать подарком, который не перестает дарить. Молодые потребители покупают классические вещи, носят их и часто учитывают потенциальную стоимость своих инвестиций при перепродаже или аренде. По данным поисковика модной одежды Tagwalk, в период с весны 2023 по весну 2024 года произошел значительный переход от экстравагантности к большей изысканности. “Это изменение означает возвращение к неподвластному времени классическому образу, отказ от кричащих логотипов и чрезмерного брендинга.
В этом сезоне представлены рубашки, платья нейтральных тонов и изысканная обувь, которые составляют гардероб элегантной женщины в буржуазном стиле”, — говорит аналитик fashion insights Альбан Дезазар де Монгайяр. Осенью 2023 года только 13% образов были классифицированы как буржуазные, что на 283% больше, чем весной 2023 года, 3% образов содержали логотипы, что на 46% меньше, чем весной 2023 года. Этот показатель снизился до 2. На 8% весной 2024 года, что на 51% меньше, чем годом ранее. И не только мода весь год муссирует слухи о тихой роскоши. Ювелирные украшения и даже интерьеры — все это по-своему связано с модным трендом. “Отличительной чертой [тихая роскошь в ювелирных изделиях] является отсутствие логотипов, утонченность, но в то же время подчеркивающая ваш стиль и ваш статус, и ювелирные изделия с бриллиантами в целом занимают центральное место в этом виде самовыражения”, — сказала Кристина Бакли Кайел, управляющий директор и директор по маркетингу в Совете по природным алмазам. “Ювелирные изделия с бриллиантами и природные бриллианты сами по себе являются творением природы, которому уже миллиард лет, и они становятся все более редкими — такая ценность и понимание ее ценности — это то, что занимает центральное место в выражении тихой роскоши”, — добавила она.
Возможно, это “началось с моды и красоты, но затем распространилось на продукты питания, дистрибуцию, общение, гостиничный бизнес и досуг”, — сказал Грегуар. “То, что было поведением, стало эстетикой и теперь является общим элементом и глубоким движением, влияющим на все сферы жизни”.