Компания LONDON — Matches, с ее шикарным таунхаусом в Мейфэре и VIP-клиентами со всего мира, была продана по бросовой цене Майку Эшли из Frasers Group в самый ответственный момент для европейских игроков рынка элитной электронной коммерции. В среду Frasers сообщила, что приобрела 100% акций Matches в рамках сделки стоимостью 52 миллиона фунтов стерлингов, что составляет лишь малую толику от цены в 1 миллиард долларов, которую, как сообщалось, заплатила за нее частная инвестиционная компания Apax в 2017 году. Продажа произошла после шести лет неэффективного управления со стороны Apax, которая перекупила предложения ряда частных инвесторов, в том числе Permira и KKR, в период расцвета онлайн-торговли.
Он покупал спички, когда электронная коммерция класса люкс была еще в новинку, а такие компании, как Net-a-porter и Farfetch, оценивались по достоинству. Руководству Apax так и не удалось освоить спичечный бизнес, несмотря на то, что оно работало с соучредителем Томом Чэпменом, который в течение многих лет входил в совет директоров.
Компания Apax, возможно, и вложила миллионы в этот магазин, но она в корне не понимала всей глубины ресурсов, ноу-хау, бренда и взаимоотношений с клиентами, необходимых для управления розничной торговлей предметами роскоши. За пять лет у Matches сменилось четыре главных исполнительных директора, и Apax возлагает последние надежды на Ника Бейтона, бывшего генерального директора Asos, который сможет изменить убыточную компанию к лучшему.
Фрейзерс сказал, что Бейтон останется в Matches, будет руководить компанией и “развивать синергию” с Frasers, сетью модных магазинов премиум-класса, построенной на пепелище универмагов среднего класса House of Fraser. Распродажа Matches — это поучительная история для каждого оператора прямых инвестиций, который считает, что лучше всех знает, как управлять высококлассным розничным бизнесом или брендом.
Но эта распродажа также является частью более масштабной картины и проходит на фоне трудных времен для европейских первопроходцев в сфере электронной коммерции предметов роскоши. Всего за 48 часов до того, как Frasers опубликовала свое объявление на Лондонской фондовой бирже в среду, Farfetch подтвердила, что компания была спасена компанией Coupang. ПО ТЕМЕ: Южнокорейские отраслевые эксперты оценивают спасение Farfetch компанией Coupang Как и Matches, Farfetch когда-то был фаворитом модной электронной коммерции, но сейчас его стоимость резко упала, хотя и по целому ряду причин. Компания Farfetch, которая когда-то оценивалась в 6,2 миллиарда долларов, была вынуждена перейти на “предварительную обработку” перед запланированным ранее на этой неделе спасением Coupang стоимостью 500 миллионов долларов.
В результате этой сделки Yoox Net-a-porter — убыточная компания, которая недавно вышла на уровень безубыточности, — больше не будет продана Farfetch и на данный момент останется в стабильной финансовой компании Richemont. Роскошь в Интернете никогда не была дешевым или легким бизнесом, но за последние пять лет это стало намного сложнее, особенно для новичков.
На рынке появилось больше конкурентов, в том числе сайты социальных сетей, в то время как отдельные бренды расширили ассортимент онлайн-игр, создав более совершенные сайты и предпочитая оптовым продажам “электронные скидки”, чтобы лучше контролировать свои запасы и имидж. Онлайн-игроки продолжают сталкиваться с высокой стоимостью возврата.
Согласно опубликованному на этой неделе отчету CBRE, только в США в этот праздничный сезон доходы могут составить 82,1 миллиарда долларов. Игроки в сфере электронной коммерции, которые пережили бурный рост во время пандемии, теперь также вынуждены конкурировать с вновь открывшимися физическими магазинами, предлагающими захватывающие впечатления и услуги личных покупок лицом к лицу.
Существует и другая динамика: стремясь конкурировать, игроки в сфере электронной коммерции расширяют свои предложения, часто теряя свой профессиональный уровень и становясь похожими на Amazon по масштабам и амбициям. Совсем недавно этим растущим цифровым продавцам пришлось столкнуться с кризисом стоимости жизни и потерей амбициозных потребителей, которые слишком заняты, беспокоясь о растущих платежах по ипотеке или инфляции, чтобы задуматься о том, покупать ли кошелек Gucci Marmont или пальто с плюшевым мишкой Max Mara.
Вдобавок ко всему, каждый ритейлер столкнулся со своими собственными проблемами. В случае с Farfetch это была неспособность получать прибыль, головокружительно сложная бизнес-модель, а также основатель и генеральный директор Хосе Невес, который слишком далеко отошел от первоначальных задач компании. Вначале Farfetch был уникален тем, что помогал другим брендам и розничным торговцам своими техническими знаниями и не держал запасы на складе. Затем, внезапно, с покупкой таких компаний, как Browns и New Guards Group, у него произошли изменения в ассортименте.
У Matches были разные проблемы, в том числе дорогостоящие проблемы с дистрибуцией, вызванные Brexit, и владельцы, которые никогда не могли до конца понять, как управлять магазином предметов роскоши или обслуживать требовательных покупателей, ориентирующихся на моду. Единственный опыт Apax в сфере моды был связан с премиальным и массовым рынком в начале 2000-х годов.
Она инвестировала в такие компании, как Tommy Hilfiger и PVH в США, крупный розничный магазин New Look в Великобритании и Karl Lagerfeld в Европе. Не было лучшего примера непонимания компанией Apax спичечного бизнеса, чем ее неспособность выбрать генерального директора и придерживаться его.
Компания Apax унаследовала Ульрика Жерома, у которого все было хорошо, когда компания была продана в 2017 году. Джером, инвестор в технологии и предприниматель, был основателем Pixmania. Компания Com — пионер электронной коммерции в Европе. Джером и его команда успешно продали Pixmania компании Dixons Retail plc, когда он присоединился к Matches. Он тесно сотрудничал с соучредителями компании Рут и Томом Чепменами, но вскоре после продажи компании Apax ушел, уступив место Аджаю Кавану, лидеру Amazon, который запустил такие компании, как Amazon Fresh, в Европейском союзе и Японии. Каван присоединился к нам незадолго до начала пандемии, а затем ушел через год.
Это был очень тяжелый год для Matches, которые, в отличие от других ритейлеров, не процветали из-за трудностей с торговлей, связанных с Brexit. Как сообщалось, за год, закончившийся 31 января 2021 года, выручка компании снизилась на 9% до 392,1 млн фунтов стерлингов.
Убытки увеличились до 36. 6 миллионов фунтов с 5,9 миллионов фунтов стерлингов. Третьим генеральным директором стал Паоло Де Чезаре, ветеран розничной торговли, который за короткое время своего пребывания на этом посту помог увеличить продажи и прибыль от спичек.
Ранее он был генеральным директором Printemps и занимал пост президента Международной группы универмагов, крупнейшей отраслевой ассоциации универмагов по всему миру. В то время Лука Солка из Bernstein сказал, что он был “очень удивлен уходом Паоло, так как он уверенно руководил матчами в новом сезоне.
Я думаю, это всего лишь ”энная» демонстрация — посмотрите на обвал цен на акции Farfetch или на трудности YNAP — того, что продавать предметы роскоши онлайн с помощью мультибрендовой бизнес-концепции очень сложно». Бейтон, эксперт по быстрой моде, пытается изменить ситуацию к лучшему.
Специалист в области технологий и финансов, Бейтон помог Asos увеличить выручку со 178 миллионов фунтов стерлингов до почти 4 миллиардов фунтов стерлингов к тому времени, когда он покинул компанию в октябре 2021 года. Неудивительно, что Фрейзерс планирует оставить его в должности, хотя сомнительно, что Matches продолжит работать в изысканной сфере моды класса люкс, где отношения имеют первостепенное значение, а менеджеры работают как волчицы, заботясь и защищая имидж бренда. Бейтон полон надежд. “С тех пор как я присоединился к Matches в прошлом году, мы добились значительного прогресса, улучшив работу с брендом и продуктами, а также улучшив повседневную работу бизнеса.
В результате мы добились устойчивых показателей торговли, несмотря на сложные экономические условия”, — сказал он. “Участие в Frasers, с их абсолютной приверженностью к роскоши, даст этому бизнесу доступ к большему масштабу, лучшему в своем классе опыту розничной торговли и финансовой стабильности, необходимой для более эффективного предоставления услуг нашим партнерам по бренду и нашим клиентам”, — добавил Бейтон в своем заявлении. Работа по восстановлению будет масштабной.
В финансовом году, закончившемся 31 января 2023 года, продажи спичек упали на 1,7 процента до 380,1 миллиона фунтов, в то время как убытки увеличились с 39,8 миллиона фунтов до 70,9 миллиона фунтов. Фрейзерсу принадлежат розничные бренды, в том числе Sports Direct, Flannels, Agent Provocateur и Jack Wills, некоторые из которых были приобретены без участия администрации.
Майкл Мюррей, генеральный директор Frasers, сказал, что Matches “всегда была лидером в онлайн-торговле предметами роскоши и имеет потрясающие отношения со своими партнерами по бренду. Это приобретение укрепит предложение Frasers в сфере роскоши, еще больше углубит наши отношения и ускорит выполнение нашей миссии по предоставлению потребителям доступа к лучшим мировым брендам”. Мюррей добавил: “Несмотря на то, что глобальная обстановка в сфере роскоши стала более благоприятной, мы уверены, что, используя нашу ведущую в отрасли экосистему, мы сможем добиться синергетического эффекта и обеспечить прибыльный рост компании Matches”. Возможно, Эшли больше не занимает высокого поста в группе, но он остается акционером и советником своего зятя-генерального директора Мюррея.
Известный как Мрачный жнец с главной улицы, Эшли специализируется на покупке долей в проблемных компаниях или брендах, которые продаются через его розничные сети, часто с большой скидкой. По иронии судьбы, в то время как Фрейзерс вел переговоры о покупке спичек, Эшли, как говорят, также вела переговоры о покупке Browns, другого лондонского дизайнерского ритейлера, у испытывающего трудности Farfetch.
Неясно, продолжаются ли эти обсуждения, но ожидается, что Coupang продаст часть активов Farfetch. Большинство продуктов, которые продает Frasers, относятся к премиальному или массовому сегментам, хотя Эшли и его команда стремятся продвигаться на более высокий рынок.
Покупка спичек стала настоящим прорывом для такой компании, как Frasers, но еще неизвестно, какие бренды останутся в магазине, а какие уйдут. Возможно, у них не так много элитных сайтов электронной коммерции, на которые можно было бы перейти. Предполагалось, что Yoox Net-a-porter, первопроходец в этой области, будет продан Farfetch и возрожден ею. Но эта сделка отменена после продажи Farfetch компании Coupang. Ранее на этой неделе Richemont заявила, что рассматривает варианты в отношении YNAP и планирует создать общую, “нейтральную” платформу для брендов класса люкс без единого мажоритарного владельца. Richemont заявила, что планирует сохранить YNAP и “пересмотрит варианты .. чтобы использовать свои сильные стороны и потенциал под новым руководством”.