ПАРИЖ — Согласно постановлению французского антимонопольного органа, компания Rolex была оштрафована на 91,6 миллиона евро за то, что более десяти лет запрещала своим официальным дистрибьюторам осуществлять продажи через Интернет. В своем постановлении Высший арбитражный суд Франции (Haute Autorite de la Concurrence) заявил, что действия часовой компании были “серьезными, поскольку они привели к закрытию канала коммерциализации в ущерб потребителям и дистрибьюторам, в то время как онлайн-дистрибуция предметов роскоши, включая часы, набирала обороты в течение последних 15 лет”. Суд отклонил довод швейцарской часовой компании о том, что запрет онлайн-продаж защищает ее имидж и препятствует распространению подделок, назвав такую меру непропорциональной. В нем также указывалось, что конкуренты, сталкивающиеся с такими же рисками, “внедрили решения (особенно технологические)”, которые позволяют им продавать товары онлайн, одновременно борясь с контрафакцией и продажами вне сети.
Учитывая, что Rolex разработала “программу для онлайн-покупки бывших в употреблении часов, подлинность которых она гарантирует” с одним из своих розничных продавцов, “абсолютный запрет на онлайн-продажу своей продукции не может быть оправдан”, — говорится в сообщении. Связаться с Rolex для получения комментариев не удалось.
Для отраслевых экспертов решение французского суда не стало неожиданностью. “Вы не можете одновременно говорить, что не хотите, чтобы ваш продукт продавался через Интернет, и делегировать свою сертифицированную программу подержанных автомобилей”, — сказал Оливер Мюллер, основатель консалтинговой фирмы LuxeConsult, чьи годовые отчеты, подготовленные в соавторстве с Morgan Stanley, цитируются в выводах надзорного органа. Согласно отчету за 2022 год, швейцарская часовая промышленность произвела около 16 миллионов часов, при этом доля Rolex в 2022 году составит 1,2 миллиона единиц.
С другой стороны, фальшивомонетчики выбрасывают на черный рынок от 30 до 40 миллионов часов, особенно популярных моделей Rolex, Patek Philippe, Audemars Piguet и Omega. В то время как борьба с подделками и простофилями является законным стремлением к развитию бренда, ограничение розничных продавцов в продаже подлинных товаров онлайн, по его мнению, равносильно отсутствию доверия. “Да ладно, серый рынок — это те, кто продает свои часы на торговых площадках, независимо от того, на каком канале они их купили, — где тоже много подделок”, — продолжил он.
По словам Мюллера, только часовые компании с высокоинтегрированными компактными розничными сетями и небольшими объемами производства, такие как Richard Mille и Audemars Piguet, смогли бы избежать нарушения законов о конкуренции во Франции и Европейском союзе. Последний бренд производит 50 000 часов в год и имеет три магазина во Франции (включая два собственных) из 91 розничной сети по всему миру.
Richard Mille, 10-процентная доля которой принадлежит Audemars Piguet, производит 5300 единиц продукции, имея один магазин во Франции и еще один в Монако из 40 магазинов по всему миру. По его мнению, при 1500 дверях по всему миру и миллионном производстве это была слишком рискованная затея для Rolex.
По словам Мюллера, хотя это решение и ожидалось, оно стало плохой новостью для швейцарских часовщиков в целом. “Скорее всего, это приведет к аналогичным [решениям] в других странах и судебным разбирательствам” против других брендов, которые также ограничивают онлайн-продажи, — сказал он. Однако швейцарская часовая компания была освобождена от ответственности за ограничение цен, поскольку надзорный орган пришел к выводу, что “представленные в деле доказательства не доказывают, что Rolex France ограничивала свободу ценообразования своих официальных розничных продавцов”. Дело было передано во французский суд профессиональной организацией Union de la Bijouterie Horlogerie, базирующейся в Марселе розничной компанией Pellegrin & Fils, и привело к рейдам в офисах Rolex во Франции.
Высший арбитражный суд Франции (Haute Autorite de la Concurrence) возлагает на Rolex France, Rolex Holding SA, Rolex SA и Фонд Ханса Вильсдорфа ”солидарную ответственность” за выплату штрафа. В дополнение к штрафу французский антимонопольный орган обязал компанию Rolex проинформировать всех своих официальных розничных продавцов о принятых решениях и опубликовать краткое изложение своего решения на своем веб-сайте во французской газете Le Figaro онлайн и в печатном виде, а также в ежеквартальном журнале Montres.