Смелую работу Алексея Бродовича, скончавшегося в 1971 году, можно будет увидеть в Фонде Барнса в Филадельфии с 3 марта по 19 мая. Широко известен благодаря своему 24-летнему правлению в качестве арт-директора Harper’s Bazaar до 1958 года, и его влияние на его стиль, а также на фотографию и графический дизайн остается неизменным. Выставка “Алексей Бродович: удиви меня”, в которую войдут более 100 работ из государственных и частных коллекций по всему миру, будет представлена в виде серии виньеток.
Среди них фотографии, гравюры, книги, журналы и работы на бумаге, в том числе работы таких ключевых сотрудников, как Ева Арнольд, Ричард Аведон, Лилиан Бассман, Анри Картье-Брессон и Ирвинг Пенн. Бродович помог определиться с карьерой таких фотографов, как Ханс Намут, а также художников-абстракционистов.
Арт-директор убедил сопротивлявшегося Намута поехать в Ист-Хэмптон, штат Нью-Йорк, чтобы запечатлеть Джексона Поллака за работой в его студии. Конечный результат повысил авторитет художника и позволил лучше понять его творчество и технику исполнения. Куратор выставки Кэти Ван (Katy Wan) впервые обнаружила влияние Бродовича, изучая Гарри Винограна 11 лет назад. “Я не понимала, почему эта фигура казалась такой важной в карьере многих других фотографов и дизайнеров. Он был связан с большим количеством других деятелей, которые, бесспорно, были более признаны сами по себе.
Но он был признан не за свои таланты.” Как следует из названия выставки, цель состоит в том, чтобы посетители были удивлены огромным разнообразием его проектов и проектов его учеников, ни один из которых не придерживался какого—то одного установленного стиля.
Название также было придумано основателем «Русского балета» Сергеем Дягилевым, который был в Париже в 20-х годах вместе с Бродовичем. Известно, что франкоговорящий Дягилев говорил своим танцорам “Этонез-мой” — “Удивите меня. ”Бродович использовал эту фразу в своих собственных преподавательских и дизайнерских работах по различным дисциплинам, — сказал Ван. Родившийся в России в семье аристократов, он всегда был склонен к искусству, но во время Первой мировой войны был вынужден поступить на военную службу, а позже присоединился к российской имперской «Голгофе», чтобы сражаться с большевиками во время гражданской войны в России.
В 1920 году он переехал со своей женой Ниной в Париж, а десять лет спустя переехал в США, обосновавшись в Филадельфии. Там он основал кафедру рекламного дизайна в Музейной школе промышленного искусства, которая в настоящее время является частью Университета искусств.
До того, как Пенн стал знаменитостью в области фотографии, он был одним из учеников Бродовича. Чувство масштаба и строгие силуэты, присущие арт-директору, усилили дух Harper’s Bazaar во время его пребывания на этом посту, который заключался в том, чтобы “создать мир желаний, в котором подписчики в США и за их пределами могли бы представить, что они находятся в Париже на показах модной одежды”, — сказал Ван.
Ван надеется, что личный опыт посещения выставки покажет, как фотографы принимают важные решения не только о масштабе, но и о технике печати, а также о том, что они предпочитают включать или не включать в свои снимки. “Иногда у Бродовича возникали конфликтные отношения со своими учениками. Со многими из них у него были прекрасные отношения.
Но он также делал фотографии и представлял их несколько иначе, чем фотографы обычно печатают. Он принимал определенные решения о представлении работ других людей в рамках журнала”, — сказал Ван. Даже требовательный французский фотограф Анри Картье-Брессон, который ввел термин “решающий момент” для описания той доли секунды, когда все, что нужно запечатлеть, оказывается в кадре, сделал скидку на Бродовича. Он якобы разрешил Бродовичу обрезать его фотографии только для Harper’s Bazaar.
Так было в случае с изображением двух секс-работниц Картье-Брессона “Улица Куаутемокцин, Мехико» (1934-35). “Бродович обладал ”способностью привлекать фотографов на свою сторону, принимая действительно радикальные решения и вмешиваясь в их работу», — сказал Ван. Он поощрял студентов использовать свои таланты, сильные стороны, особенности характера и счастливые случайности, — сказал Ван.
Эта идеология, возможно, частично проистекала из его интереса к индийскому философу Джидду Кришнамурти, чье учение было заимствовано из индуизма, буддийской мысли и концепции децентрализации, добавила она. Что касается того, будет ли “Удиви меня!” поводом для критики, чтобы бросить вызов людям и стимулировать их рост в то время, когда многие профессионалы и педагоги делают это с осторожностью, Ван сказал: “Сейчас мы размышляем о различиях между поколениями.
Это более широкий вопрос о том, как человек преодолевает разочарование и конфликты в своей жизни. Одна из причин, по которой эта выставка является вызовом и парадоксом, заключается в том, что Бродович пережил множество трагедий, включая два разрушительных пожара в доме, ”которые уничтожили большую часть его личных уникальных работ и произведений искусства, которые он получил взамен от других художников, фотографов и дизайнеров, с которыми он встречался в течение своей жизни будь то в Париже, Филадельфии или Нью-Йорке.
Заключительный раздел выставки посвящен “Балету: 104 фотографии Алексея Бродовича”, единственной книге, которую он когда-либо создавал и которая была выпущена тиражом 500 экземпляров. “Тем не менее, каким-то образом эта книга стала очень важной для многих известных современных авторов, среди которых Энни Лейбовиц, Михаил Барышников, Мартин Парр, Джерри Бэджер и Дэвид Кампани”, — написал он эссе для 160-страничного каталога шоу. “И снова возникает мысль о парадоксе. Как получилось, что нечто столь редкое стало столь важным для многих людей?” — спросил Ван. “Он предпринял всего одну попытку создать фотокнигу, но она приобрела такую популярность и стала настолько популярной”.