Помимо того, что Мика Эртегун была влиятельной женщиной, нью-йоркским инсайдером и работающей женщиной, которой не обязательно было быть, она обладала безупречным стилем. 97-летняя Эртегун, чей покойный второй муж Ахмет, будучи соучредителем Atlantic Records, поддерживал таких музыкантов, как Рэй Чарльз, Арета Франклин, Led Zeppelin и the Rolling Stones, скончалась в субботу в своем доме в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк.
После того, как она сбежала от коммунизма в послевоенную Румынию, она поселилась на канадской ферме, прежде чем вышла замуж, занялась дизайном интерьеров, зарекомендовала себя как специалист по стилю, уважаемая хозяйка и филантроп. Ее отец, Георге Бану, был румынским врачом и политиком.
Судя по нескольким ее интервью для WWD за последние годы, ее чувство стиля выдержало испытание временем. Как дизайнер интерьеров, Эртегун в своем таунхаусе на Манхэттене воплотила свой неизменный стиль – шик, элегантность и дороговизну. За семь лет работы в бизнесе MAC II, который она начала вместе со светской львицей Чесси Рейнер, Эртегун рассказала, что друзья просили их украсить свои квартиры. Основатели искали, чем бы заняться, и думали, что это будет “очень просто”: они сами будут выбирать время и работать с друзьями.
Не совсем – “Мы совершили много ошибок. Мне немного жаль наших первых клиентов”, — сказала Эртегун в интервью WWD в 1976 году. До того, как в 1961 году выйти замуж за своего мужа, красавица румынского происхождения жила в свитерах и джинсах на канадской ферме. “Не те, кто любит оборки”, — ее пристрастие к брюкам перешло и на вечернюю одежду, и на послеобеденный отдых за городом. Ее дневные наряды в стиле de rigeuer состояли в основном из испытанного сочетания тонкой юбки и свитера, а также кашемировых свитеров и фактурных чулок того же цвета.
В нерабочее время она была непревзойденной артисткой, устраивая интимные званые ужины, частные показы, премьеры в театрах и время от времени концерты. По ее собственным словам, Эртегун хранила очень мало вещей, но ее работы от мадам Грес были исключением, особенно тоги. Ее непочтительный стиль мог состоять из черных брюк из крепа, тоги цвета попугая и ниток жемчуга, обернутых вокруг запястий.
В 1975 году Эртегун рассказала WWD о том, что она терпеть не может носить то, что есть у всех остальных. Настолько, что отказалась от своих часов Cartier, увидев их на многих других моделях. Аналогичный сценарий разыгрался и с сумкой Louis Vuitton, которую она видела по всему Парижу. На смену ей пришли мужские наручные часы и сумка Hermes через плечо с маленькой косметичкой внутри. Она рассматривала моду как игру, в которую можно играть до тех пор, пока это доставляет удовольствие. Она стремилась выглядеть опрятно, и ее одежда должна была быть простой — швы ровными, а вытачки в нужных местах. (Чтобы все было именно так, она обратилась к портнихе за кулисами. В 1967 году Эртегун сказал в интервью WWD: “В Нью-Йорке все узнают, откуда у вас одежда, даже если вы не носите символы статуса сезона. Забава игры в том, чтобы попытаться заставить их угадать еще немного”. Чтобы добиться этого, в конце 1960-х Эртегун собрал находки из магазинов в центре города, благотворительных магазинов на окраинах, а затем несколько предметов “для обеспечения безопасности”, найденных в Париже, Лондоне, Риме и Цюрихе.
Большие пальто, юбки в складку и все, что вызывало симпатию, было под запретом. Бремар, Биба, Адольфо, Пьер Карден, мадам Грес, Фернандо Санчес, Билл Бласс и Честер Вайнберг больше подходили ей по стилю. По ее мнению, “одно хорошее пальто в год — это начало любого гардероба”. Эртегун была деловитой, а не прихорашивающейся, и ее обычный макияж сводился к мылу, воде, вяжущему средству и небольшому количеству бальзама для губ. Еще одним способом сэкономить время были ограниченные парикмахерские услуги, поскольку она любила регулярно плавать.
Стремясь к тому, чтобы заниматься спортом три раза в неделю, но не всегда достигая этой цели, Эртегун отращивала волосы достаточно долго, чтобы их можно было зачесывать назад, и надевала на ночь головной убор. Ее судьями по стилю были Франсуаза де ла Рента, Аннет Рид и леди Кейт — культурные люди, которые читали, знали жизнь и у которых не было времени на пустую болтовню.
Отметив, что она была “очарована” Дианой Вриланд, Эртегун сказала: “Она тоже деятельница.. Людей, которые мне надоели, я просто не вижу”. Эртегун, прогрессивная в своем стиле, также ценила универсальность — о чем свидетельствуют норковая шуба с застежкой-молнией по низу, сапоги David Evans, которые застегиваются как чулки, и сочетание “курительного” костюма от Yves Saint Laurent с ночной рубашкой, стилизованной под блузку, которую она нашла на блошином рынке в Marche Byron в Нью-Йорке.
Париж, 1967 год. В своей повседневной работе Эртегун придерживалась такого же лаконичного подхода к оформлению — простота, драматизм и несовпадающие цвета. В одном из своих интервью WWD в середине 1970-х годов она описала своего мужа как “удивленного, но одобряющего” это начинание. “В конце концов, наши мужья одолжили нам денег, чтобы начать бизнес, иначе как еще мы могли бы его финансировать”. Но Эртегун не была новичком в дизайне интерьеров, она всю жизнь интересовалась декорированием и один год проучилась в Нью-Йоркской школе дизайна. Но школьные годы наскучили Эртегун. “Их вкусы и мои совершенно разные.
Они говорили об авокадо и золоте. Надеюсь, вкус американцев изменился.” Состоятельные Эртегун и Рейнер привлекли таких клиентов, как Saks Fifth Avenue, the Carlyle Hotel и Джером Роббинс. Эртегун серьезно отнесся к своей роли и каждое утро был одет и готов к выходу в 8 утра. Без сомнения, светская львица не нуждалась в деньгах, но она сказала WWD, что не хотела бы работать и не зарабатывать денег. “Это выглядит как-то по-дилетантски”, — сказала она.
Что касается профессиональных советов, то она высоко оценила совет Билли Болдуина: “никогда ничего не использовать и не нанимать никого дешево, чтобы обеспечить нашим друзьям хорошую цену”. Мода и дизайн дома были всего лишь акцентами в ее насыщенной и разнообразной жизни. Как она однажды объяснила WWD, “Большинство моих друзей не воспринимают себя настолько серьезно.
Они более естественны и хотят веселиться. В конце концов, если это не доставляет удовольствия, то оно того не стоит. Тебе так не кажется?”.