ЛОНДОН. Музейному куратору, состоящему из художников поп—арта, включая Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола, Клааса Ольденбурга, Эда Руша, Роберта Индианы, Кита Харинга и Роберта Раушенберга, может потребоваться год или три, чтобы собрать коллекцию, но лондонскому арт-консультанту, куратору и коллекционеру французского происхождения Лоуренсу Ван Хагену, работающему в сфере искусства, Его первая музейная выставка в недавно открывшемся культурном центре имени Ниты Мукеш Амбани в Мумбаи проходила в течение четырех месяцев.
Выставка “Поп: слава, любовь и власть” открыта до 11 февраля и посвящена идеям, которые лежат в основе работ 12 американских художников в области поп-арта, которых он выбрал. Некоторые экспонаты можно приобрести в музеях, другие — у частных коллекционеров.
Музей тесно связан с поп-артом. Он был построен Ричардом Глюкманом, тем же архитектором, который в 1994 году построил музей Энди Уорхола в Питтсбурге. “Это было очень, очень непросто, но Мумбаи и Индия процветают и развиваются с сумасшедшей скоростью благодаря людям, которые проявляют огромный интерес к искусству, культуре и дизайну”, — говорит Ван Хаген, сидя на кремовом диване Ennio Chiggio, который идеально сочетается с его вельветовыми брюками и джемпером на молнии от его дом на Слоун-сквер.
Он выбрал поп-арт в качестве темы из-за его широкой привлекательности, независимо от того, посещает ли выставку пятилетний или 50-летний человек. “В Индии пока не так много западного искусства, но эти сверхизвестные художники волнуют людей, независимо от того, много ли они знают об искусстве или только открывают для себя его впервые. Сейчас очень популярен поп—арт — есть работы Кита Харинга в Broad, Эдварда Руша в MoMA и Роя Лихтенштейна в музее Уитни”, — говорит Ван Хаген.
Выставка разделена на четыре этажа, первые три из которых посвящены славе, любви и власти в поп-арте, за которыми следует последний зал, представляющий собой захватывающий опыт со скульптурой любви Индианы и инсталляцией Уорхола «Серебряное облако», состоящей из очень больших серебряных гелиевых шаров, по которым посетители могут ходить. На этаже славы выставлены четыре портрета знаменитостей кисти Уорхола, включая гравюру, на которой лицо Мэрилин Монро напечатано 45 раз, а лицо Джеки Кеннеди — 16 раз, а также 50 фотографий художника, сделанных полароидом, и гравюры на желатиновом серебре, от Карла Лагерфельда, Джорджио Армани, Джанни Версаче до Сильвестра Сталлоне.
Как только посетители покидают выставку, для них создается образовательная комната, в которой проводятся различные мероприятия. Выставка в NMACC — это первый некоммерческий проект Ван Хагена, экспонаты которого не продаются. “Это больше давление [чем на коммерческое шоу], потому что вы ставите себя в один ряд со всеми другими институтами по всему миру.
У вас есть долг перед кредиторами — организовать изысканную выставку с их безумными, невероятными работами, и вы открыты для критики”, — говорит он со своим французским акцентом. Главная проблема, с которой он столкнулся при проведении выставки в Мумбаи, заключалась в том, чтобы убедить кредиторов отправить свои произведения искусства, которые на рынке стоят до 40 миллионов долларов, перевезти большое произведение искусства за 7000 миль от северной части штата Нью-Йорк и довериться Ван Хагену, опытному куратору, который в свои 30 лет все еще считается молодым в арт-индустрии, учитывая масштаб выставки.
Ван Хаген не новичок на азиатском арт-рынке, у него есть клиенты в регионе и по всему миру. “В Индии открывается все больше учреждений, и есть невероятные частные лица, которые с радостью финансируют это и сокращают разрыв между Индией и Европой. Именно молодое поколение покупает и коллекционирует современное искусство”, — говорит он.
В сентябре Van Hagen организовал выставку “What’s Up / Seoul ‘12 Masters”, которая проводилась только по предварительной записи, в Сеуле, приуроченную к выставке Frieze Seoul, где студия Teo Yang представила работы 12 влиятельных художников, от Жан-Мишеля Баскии, Яеи Кусамы, Александра Колдера до Герхарда Рихтера. Распродажа прошла успешно, и большинство экспонатов было продано. “COVID-19 оказал положительное влияние на то, что многие корейцы-иностранцы вернулись в [Южную] Корею, чтобы открыть кафе и магазины.
Они любят искусство и обладают очень сильной культурной идентичностью, когда речь заходит о художниках, которых я представляю, родом из Кореи”, — говорит Ван Хаген, добавляя, что, несмотря на глобальные экономические и политические потрясения, интерес к искусству у них все еще сохраняется. “Когда случился COVID-19, я думал, что искусство — это последнее, что кто-то хочет покупать, но на самом деле все было наоборот. Первое, что они хотели сделать, — это купить искусство, потому что это надежная инвестиция”, — говорит он.
Вернувшись на родину, Ван Хаген коллекционирует американское искусство минимализма, в том числе скульптуры Энтони Гормли, фотографии Вольфганга Тиллманса и картины Элизабет Пейтон.