Два известных граффитиста, которые десятилетиями создавали уличное искусство, подали в суд на Guess Inc. И Macy’s из-за коллекции футболок Guess, которая якобы незаконно присвоила их работы. 20-страничная жалоба о нарушении авторских прав была подана в окружной суд США в Лос-Анджелесе 12 января Патриком Гриффином, братом покойного художника-граффитиста Шона Гриффина, известного как Некст, и датского художника Робина Ронна, известного как Бейтс. В иске утверждается, что теги художников считаются произведениями искусства, отражающими, среди прочего, их тщательно выраженные подписи или имена, которые являются их “основными визитными карточками и идентификаторами их произведений и их самих».
Некст, в частности, общепризнан как пионер уличного искусства, и любой поклонник сразу узнает его по тегу. Бейтс не отстает от него.” По словам адвоката Джеффа Глюка, представляющего интересы двух художников, их творения были использованы на футболках, продававшихся в прошлом году в Macy’s, без их согласия.
Он сказал, что в течение последнего года поддерживал контакты с Guess, компанией по производству одежды с многолетней историей, базирующейся в Лос-Анджелесе, но не добился прогресса в решении этого вопроса. “Похоже, они не понимают и не осознают, насколько важным был Некст как художник граффити, который скончался в 2012 году. Он — один из самых любимых и знаменитых граффити-художников всех времен, обладающий чрезвычайно важным наследием, и никогда бы в жизни не согласился сделать что-либо подобное”, — сказал Глюк. “То, что его имя и подпись были размазаны по всем этим футболкам массового производства, по-настоящему ужасает его семью и в конечном итоге привело к судебному разбирательству”. Бейтс занимается своим искусством на протяжении десятилетий.
Уже в юном возрасте он стал одним из самых плодовитых художников на подающей надежды хип-хоп сцене Копенгагена середины 1980-х. Его приглашали рисовать более чем в 30 странах. В 2018 году он был в Лос-Анджелесе, чтобы продемонстрировать свои работы на художественной выставке “California Dreaming” в галерее Buckshot. “Бейтс — невероятный художник, который занимается граффити уже очень давно», — отметил Глюк. “Особое внимание уделяется тому факту, что Некста уже нет в живых и он здесь, с нами. Ответственность за защиту его наследия лежит на культуре.
Сообщество в полном смятении из-за этого”. Запросы на комментарии от Guess Inc. Были отправлены не сразу. Macy’s сообщила, что в соответствии со своей политикой в отношении незавершенных судебных разбирательств на данный момент у нее нет комментариев. Иск художников был подан чуть более чем через год после того, как Бэнкси, известный британский уличный художник, настоящая личность которого неизвестна, подал в суд на Guess за то, что тот якобы использовал его работы без его согласия для коллекции одежды, представленной в витринах магазина бренда на Риджент-стрит в Лондоне.
Через социальные сети он призывал потребителей посещать магазин и воровать товары в отместку за то, что Guess якобы украл его произведения искусства. Ранее Guess выпустила пресс-релиз, рекламирующий свою капсульную коллекцию под названием “Guess x, украшенную граффити Бэнкси”, в которой представлены некоторые работы Бэнкси, в том числе «Бросающий цветы», «Девушка с воздушными шарами» и «Следуй за своими мечтами».
Guess утверждал, что у него было соглашение с Brandalised, которая была заявлена как лицензиат на использование изображений, на использование произведений искусства. Бэнкси возразил, что он не работает с Brandalised и не продает свои изображения для использования в товарах.
В конце 2022 года Guess временно закрыла свой флагманский магазин на Риджент-стрит после скандала. Больше ничего не известно о каком-либо соглашении между Бэнкси и Guess, поскольку в архивах компании больше нет пресс-релиза о коллекции. В судебном процессе в Лос-Анджелесе художники заявили, что они не могли свободно ассоциировать свои работы с Guess, и любое предположение на этот счет было ложным и вводящим в заблуждение. “Помимо обмана своих клиентов и, таким образом, получения огромных доходов на основе предполагаемой аффилированности с художниками, ложные заявления Guess о поддержке и аффилированности наносят ущерб репутации истцов, заставляя мир думать, что они (или их имущество в случае с Некстом, который скончался) являются корпоративными продажниками, готовыми торговать их художественную независимость, наследие и авторитет можно получить за небольшие деньги, что очень далеко от истины”, — говорится в судебных документах. “Некст, в частности, представляет собой священную фигуру, которую Guess свободно оскверняет. На протяжении всей своей жизни Некст неустанно работал над тем, чтобы его работы оставались аутентичными и художественно недоступными — и он перевернулся бы в гробу, если бы увидел, что в настоящее время предлагает Guess”.