Ай Вэйвэй приветствует запись интервью. Художник-диссидент, документалист и активист китайского происхождения своими работами и высказываниями спровоцировал китайское правительство на высказывание своих взглядов на демократию и права человека. Обладая междисциплинарными талантами, он работает в области искусства, скульптуры, кинопроизводства, графических романов и архитектуры.
Учитывая это, он заявил, что лучше ничего не оставлять на волю случая в начале интервью в среду днем в офисе своего издательства Penguin Random House в центре города. Те, кто, возможно, не знает его имени, скорее всего, знакомы с его работами. Он спроектировал стадион “Птичье гнездо”, похожее на решетку сооружение для летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, совместно с архитектурной швейцарской фирмой Herzog & de Meuron. Один из его последних проектов — “Искусственный интеллект против искусственного интеллекта».
ИИ”, проект в области паблик-арта на площади Пикадилли в Лондоне, где в течение 81 дня он задает вопросы искусственному интеллекту. Число выбрано неслучайно. После расследования коррупции в правительстве и сокрытия фактов, художник был арестован в Китае в 2011 году за “экономические преступления”, заключен в тюрьму и содержался под стражей без предъявления обвинений в течение 81 дня. С тех пор как в 2015 году ему разрешили покинуть Китай и путешествовать по миру, он жил в Европе со своей семьей.
Нью-Йорк — знакомая территория для творческих людей, которые жили в Нижнем Ист-Сайде в 80-х и начале 90-х. После того, как во вторник вечером Ай Вэйвэй ответил на вопросы в мэрии и выступил на Национальном общественном радио в среду, он рассказал WWD о своей новой книге “Зодиак, графические мемуары”, о том, как АЙ построил массивную конструкцию без гвоздей, и о своем бьющемся сердце. WWD: Вам нравится эта часть? Ай Вэйвэй: Я бы сказал, что да.
Это новый подход, потому что нам всегда приходится думать о том, как преподнести личную историю. И так много всего связано с культурой, политической деятельностью и искусством. Это создает своего рода общий фон для текстур и красок жизни. WWD: Как вы вообще начинаете писать графические мемуары, когда есть из чего черпать вдохновение? А. У.: Я начал писать из-за социальных сетей. Я довольно активен в социальных сетях. Все мои действия и фотографии [публикуются] там, поэтому моему сотруднику было легко собрать всю информацию, чтобы сделать книгу возможной. На самом деле нет нескольких любимых элементов. Да, это тонны материала. Но это всего лишь отражение того времени, когда я был ребенком. Тогда не было книг — только несколько маленьких книжек с иллюстрациями для детей. Итак, мы читали о революционных историях. Эта история была пропагандой в основном политических идеологий, но все же рисунки могут сделать ее очень трогательной. WWD: Но многие считают пропагандистское искусство истинным искусством само по себе. A. W.: Это так и есть — у него есть концепция и выражение, и оно пытается донести информацию. Так что, по крайней мере, у них есть сильные художественные намерения. WWD: Как художники могут быть наиболее эффективны в эти непростые геополитические времена, когда, кажется, ситуация будет только обостряться? А.У.: Этот вопрос часто задают люди. Лично я думаю, что мой ответ заключается в моем творчестве. Но в целом художники не подготовлены к тому, чтобы приводить какие-то политические аргументы, потому что в школах они преподают этот старый метод. Некоторые даже думают, что это “искусство ради искусства” или какие-то абстрактные идеи. Но мое искусство больше связано с эмоциями и деятельностью людей. WWD: Как вы думаете, искусство стало слишком политизированным? А.У.: Нет, я думаю, искусство помогает представить очень малую часть политической реальности. Нельзя думать о слишком многом. Это невозможно. WWD: Есть художники, которые пытаются привлечь внимание к жестокости полиции и всевозможным проблемам, которые затрагивают мир. A. W.: Ну, у вас есть такое намерение. Но вам не обязательно доводить свою концепцию или послание до конца, потому что для достижения определенного эффекта они должны быть удачно выражены. WWD: Не будет ли это субъективным, основанным на том, кто смотрит на произведение искусства, поскольку каждый читает его по-своему? А.У.: Это правда. На самом деле очень многое зависит от того, кто на это смотрит. Но то, кто на это смотрит, также зависит от того, насколько успешна работа художника. WWD: Как вы решаете вопросы для “Искусственного интеллекта против искусственного интеллекта»? Проект ”Искусственный интеллект» в Лондоне? А.У.: Я пытаюсь задавать вопросы, которые носят формальный характер, или искренние вопросы, которые задают всегда, например: “Кто я?” или “Стоит ли коллекционировать произведения искусства?” Я даю на них ответы ИИ, но и сам отвечаю на них по-своему.
Так что иногда это совсем другой ответ. WWD: Как вы думаете, это забавно или раздражает, что ИИ похож на ваше имя? А.У.: Это забавно [смеется], да, но так получилось. WWD: Что вы хотели бы сделать, на что у вас не было времени? А.У.: Слишком много всего — у меня много плохих идей, которые я хочу воплотить в жизнь. Все заставляет меня выдвигать какие-то идеи. WWD: Как пребывание в тюрьме изменило ваши взгляды и творческий процесс? А.У.: Все оказывает на меня влияние. Это как идти в толпе, ты должен двигаться. Ты не можешь просто остановиться где-нибудь. Это очень похоже на вождение автомобиля. WWD: Тебе нравится водить машину? А.У.: Я так и не научился водить машину. У меня нет водительских прав. Но всякий раз, когда я сижу в машине, я ценю, что кто-то умеет водить. WWD: Что вас поражает в том, как изменился Нью-Йорк с тех пор, как вы жили в центре города в 80-х и начале 90-х? А.У.: Нью-Йорк — это нечто такое, что невозможно описать словами. Это незабываемый опыт — отчасти наземный, отчасти подземный, благодаря метро. Это невероятно. Это человеческий театр. Это мощнее, чем любой другой вид искусства. Это очень впечатляет. Но, конечно, Нью-Йорк может быть сумасшедшим. Это может быть довольно драматично, когда люди обладают огромной властью, а массы отчаянно пытаются выжить. WWD: Вы жили в Ист-Виллидж и год учились в школе дизайна Parsons School of Design? А.У.: Я жил в Нижнем Ист-Сайде. Полгода я учился в Парсонсе. Мне вроде как нравился Парсонс, но я не мог получить полную стипендию. Я должен был заниматься творчеством. Но то, что меня выгнали, было правильным решением. В Нью-Йорке на улицах узнаешь больше, чем в школе. Это, пожалуй, единственный город, [в котором это происходит]. WWD: Также сложно дать определение тому, чему ты учишься на улицах. А.У.: Да, мне потребовалось 20 лет, чтобы это определить. Я думаю, что в то время моя жизнь не имела смысла. Это немного расстраивает, когда ты молод и так уверен в себе, но в то же время считаешь свою жизнь бесполезной. Только спустя 20 лет я могу сказать, что мой опыт начал приносить мне пользу. WWD: Часто ли вы думаете о своей цели, когда работаете? А.У.: Не часто, но моя работа включает в себя слишком много вещей — фильмы, документальные фильмы, интервью, архитектуру и многое другое. WWD: Помимо этого, во все эти вещи вплетено так много посланий. А. У.: Должно быть, так оно и есть.
У каждого есть свой предел, но очень часто я не могу его определить. Я в некотором роде слеп. Кроме того, у меня нет цели. Я знаю направление, но не знаю точно, куда идти. Я должен это выяснить. Вот в чем смысл. WWD: Вы занимаетесь другими архитектурными работами? А.У.: Нет, я просто делаю еще один для себя. Я поселился в Португалии. Чтобы убедить себя, что это мой новый дом, я подумал, что, может быть, я что-нибудь построю. Иначе, какое у меня отношение к чему бы то ни было? Я начал возводить здание из старой конструкции без единого гвоздя. И это почти секрет, как оно соединяется из частей. Без единого гвоздя. [Показывает видео с обширной строительной площадки на своем смартфоне] Вот в каком состоянии оно находится сейчас. Он довольно большой. Он действительно большой. Он является крупнейшим примером такого рода сооружений в мире. Я должен создать большую проблему, а затем решить ее. Это дает мне ощущение игры. WWD: Это 300 000 квадратных футов? А.У.: Точно, как вы об этом узнали? [Показывает снимок дома с высоты птичьего полета] Это выше крыши. Там будет открытый внутренний двор [в центре]. WWD: Это будет великолепно. A. W.: В любом случае, это довольно интересно. WWD: Вы будете использовать его и для общественных целей? А.У.: Это бесполезно. Это уединенное место. Мне не нужно здание. Я сказал вам, что создал его, потому что мне нужно что-то создавать, например, игру. WWD: Есть ли какие-нибудь иллюстраторы, художники, фотографы или кинематографисты, которые вас сейчас особенно заинтриговали? А.В.: Не так много, если говорить о связях в мире искусства. Я не хожу в музеи или галереи на выставки. WWD: Есть ли какие-то способы просто через социальные сети или онлайн? А.В.: Я делаю это только тогда, когда у меня есть время. Социальные сети — лучшее, что помогает вам убить время. WWD: Чем вы больше всего гордитесь на данный момент? А.У.: Горжусь? Я просыпаюсь и думаю: “О, я должен гордиться тем, что я все еще жив. Столько всего пережил, а все еще жив. ”Итак, мое сердце. Я горжусь своим сердцем, хотя втайне оно продолжает биться уже 66 лет. Я даже не замечаю, что оно работает. Я очень горжусь этим.