Как же все меняется за год. Приближался 2023 год, и все разговоры сводились к обреченности и рецессии, а экономисты в целом ожидали, что повышение процентных ставок, необходимое для сдерживания инфляции, также приведет экономику в штопор. Это был не самый удачный год, но и не катастрофический. И теперь, когда мода приближается к 2024 году, лучше всего предположить, что экономика замедлится, но не рухнет. “В 2023 году мир в основном вернулся к нормальной жизни после примерно двух с половиной лет, в течение которых доминировала пандемия COVID[-19]”, — сказал Стивен Стэнли, главный американский экономист Santander, в своем анализе. “К концу года доминирующей чертой ситуации является то, что реальная экономика [за исключением финансового сектора] продолжает опережать ожидания, но инфляция все равно быстро снижается, и инвесторы, похоже, настроены оптимистично в отношении того, что это лучшее из всех возможных сочетаний в мире может сохраниться”. По словам Стэнли, экономисты ожидают, что рост валового внутреннего продукта США замедлится до 0,5% в годовом исчислении в первом полугодии и возобновится во втором полугодии. Подробнее в разделе «Что посмотреть: Финансы»: Оживление розничных запасов после непростого года?Гобелен, Капри и новый конкурентный ландшафт — переход к мягкой посадке в преддверии года выборов в отношении потенциальных IPO, слияний и поглощаемостей EdgeItaly в 2024 году Поскольку потребительский сектор составляет около двух третей всей экономики, это говорит о более экономном начале года. Стэнли предсказывал, что покупатели наконец-то остынут.
Возможно, предвестником этого стал период праздничных покупок. Хотя оценки роста продаж составляли от 2,4 до 3,1 процента, это было до инфляции и было намного ниже роста, наблюдавшегося в годы бума после пандемии, что указывает на то, что покупательское поведение потребителей, возможно, наконец-то возвращается к норме. “За последние пару лет потребительские показатели неизменно превосходили общепринятые ожидания, чему способствовали увеличение ликвидных активов домохозяйств и устойчивый рынок труда, что привело к значительному росту доходов”, — сказал Стэнли. “Я использовал эту тему и в 2022, и в 2023 годах, добившись впечатляющих результатов.
Естественно, возникает соблазн сохранить выигрышную комбинацию, но я вижу, что фундаментальные предпосылки для сильного представления о потребительских расходах ослабевают”. The economist утверждает, что за пределами наиболее обеспеченного потребительского класса ликвидные активы домашних хозяйств вернулись к уровням 2019 года. “Что еще более важно, в 2024 году на рынке труда, вероятно, будет наблюдаться меньший рост доходов, чем в предыдущие два года”, — сказал он. “Я ожидаю, что реальные потребительские расходы продолжат расти в 2024 году, но гораздо более медленными темпами, чем в 2023 году, когда реальный прирост, вероятно, составил в среднем около 2,5 процента. Я прогнозирую рост на 1 процент в реальном выражении в 2024 году”. Если это и не совсем радужно, то, по крайней мере, это лучше, чем постоянное беспокойство по поводу рецессии — риторической и аналитической темы, без которой ритейлеры и потребители могли бы обойтись.
Мэтью Кац (Matthew Katz), управляющий партнер международной консалтинговой компании SSA & Co., сказал: “Нам нужно немного больше времени, чтобы формулировки о мягкой посадке нашли отклик, прежде чем опасения по поводу рецессии уйдут с первого плана. Мы можем наблюдать продолжение снижения потребительских расходов в Новом году.
С точки зрения психологии потребителей, один сложный эпизод или спад на фондовом рынке, одно сложное сообщение могут оживить разговоры о рецессии. “Если в течение нескольких месяцев мы будем получать позитивные новости, это поможет”, — сказал Кац. “Поскольку цены на газ и продукты питания продолжают снижаться или выравниваться, это ослабляет опасения и приносит больше наличных долларов в карманы потребителей”.